Ярлыки

"Коммерсант" (1) 18 век (23) 1948 (1) 20 век (6) 28 октября (1) А. Герман (1) А. Иванов (2) А. Кузнецов (1) А. Михайлов (2) Аберт (6) Австрия (9) Авторханов (1) Адриан (2) Акутагава (3) Альберт Эйнштейн (2) Альфред Эйнштейн (8) античная литература (2) Апулей (1) Аристотель (2) Аррау (1) архив (1) Асафьев (1) Ассизи (1) аутентизм (4) Ахматова (16) Б. Вальтер (2) Б. Иоффе (1) Б. Слуцкий (1) Б.С. Ямпольский (1) Бадура-Скода (1) Байрон (3) Бакхилид (1) Бальзак (1) Барселона (9) Барток (4) Баршай (4) Бах (23) Беллини (1) Берберова (1) Берг (5) Бергман (2) Бердяев (2) Берлиоз (4) Бёрнс (1) Бетховен (83) Библия (2) Бизе (2) Блок (5) Бодлер (6) Боккерини (1) Болонья (3) Борисов-Мусатов (1) Босх (1) Брамс (23) Бриттен (2) Бродский (4) Брукнер (21) Брюсов (2) Булгаков (3) Бургос (5) В. Вулф (1) В. Скотт (1) Вагнер (32) Вайнберг (4) Валенсия (2) Ван-Гог (2) Васильев (1) Ватикан (2) Вебер (1) Веберн (6) Веласкес (1) Вена (4) Венеция (14) Вентимилья (4) Верди (15) Вересаев (2) Вермеер (1) Верона (3) Вивальди (3) Винер (1) Виотти (1) Виссембург (1) Виченца (3) Вишневецкий (1) Волошин (1) Вольф (1) Г. Джеймс (1) Г. Манн (1) Г. Попов (2) Габричевский (1) Гаврилов (1) Гайдн (40) Гауди (3) Гегель (10) Гельдерлин (5) Гендель (7) Генуя (2) Германия (3) Гершкович (1) Гессе (2) Гете (20) Гизекинг (1) Гилельс (2) Глазунов (5) Гликман (2) Глинка (6) Глюк (16) Гоббема (1) Гоголь (2) Годар (1) Гойя (3) Гольденвейзер (1) Гораций (1) Горький (2) Гранада (1) Грац (4) Григ (1) Грюневальд (2) Губайдулина (2) Гульд (7) Гуссерль (1) Гюго (1) Д. Курляндский (1) Дали (1) Данте (1) даты (2) Дворжак (1) Дебарг (1) Дебюсси (8) Делиль (1) Делякруа (2) Денисов (4) Дж. Элиот (1) Джойс (8) Диккенс (2) дирижеры (12) дневник (35) Достоевский (18) Древний Египет (1) Дубровник (2) Дудинцев (1) ЖЖ (59) живопись (35) Завадский (1) Зальцбург (4) заметки для себя (2) Зандерлинг (1) записи (1) записки (5) И. Гарин (1) И. Грекова (2) И. Штраус (1) И.-Кр. Бах (2) И.П. Павлов (1) Ибсен (1) Иерусалим (1) Израиль (1) Иоффе (1) Испания (47) история (12) Италия (73) К. Дэвис (3) К. Стамиц (2) К.Ф.Э. Бах (2) Кадис (2) Кальдара (1) Кант (3) Караян (1) Карлсруэ (1) Кафка (2) Кейдж (1) кино (12) Клементи (1) Клемперер (1) Кобо Абэ (1) Козинцев (2) Коломенское (16) Кольмар (3) Кольридж (2) Кордова (3) Краус (2) Крипс (1) Л.Н. Гумилев (1) Ландовска (2) Ларошфуко (1) Левитан (1) Ленин (1) Леонардо (7) Лермонтов (4) Лист (2) литература (20) личное (5) Локшин (3) Лортцинг (1) Лосев (3) Лувр (3) Луцкер и Сусидко (7) Люлли (1) Лютославский (5) Лядов (1) М. Гайдн (3) М. Юдина (6) Мадрид (7) Малага (1) Малер (20) Мандельштам (11) Маркс (2) математика (4) Маульбронн (1) мемории (4) Мендельсон (9) Мережковский (3) Мериме (2) Микеланджело (2) Милан (5) Мишель Фуко (1) модерн (1) мои увлечения (1) мой дом (2) Моне (1) Монтефиоре (1) Мопассан (1) Москва (4) Моцарт (269) Моцарт_инструментальные концерты (5) Моцарт_камерная музыка (17) Моцарт_клавир (25) Моцарт_клавирный концерт (35) Моцарт_концертные арии (1) Моцарт_метатема стиля (1) Моцарт_опера (75) Моцарт_письма (5) Моцарт_серенады (4) Моцарт_симфонии (26) Моцарт_скрипичные концерты (1) Моцарт_скрипичные сонаты (5) Моцарт_сочинения для органа (2) Моцарт_струнное трио (5) Моцарт_струнный квартет (41) Моцарт_струнный квинтет (11) Моцарт_фортепианное трио (3) Моцарт_фортепианный квартет (1) Моцарт_церковная музыка (18) моцартофобия (9) музыка (7) музыковедение (1) Муратов (1) Мусоргский (4) Мухина (1) Мыс Рока (1) Мысливечек (4) Мясковский (6) Н. Мандельштам (7) Н.И. Вавилов (1) Набоков (4) Наполеон (1) Неаполь (1) Нейгауз (4) нововенская школа (1) Новый год (1) Олеша (1) опера (4) Орвьето (1) Островский (1) П. Мещеринов (1) Паизиелло (3) Палестрина (1) Параджанов (1) Париж (17) Пастернак (4) Пахельбель (1) Перголези (2) Петербург (13) Петефи (1) пианисты (16) Пиза (2) Пикассо (6) Пластов (1) Платон (8) Платонов (1) Плейель (1) Плисецкая (2) политика (7) Помпеи (1) Португалия (1) Посвятовска (1) поэзия (8) Прага (5) Прадо (1) Прокофьев (24) Пруст (9) Псков (1) Пуссен (1) путешествия (157) Пушкин (30) Пфицнер (2) Р. Роллан (4) Р. Штраус (4) работа (2) Равель (2) Равенна (1) Радклиф (1) Рамо (1) Раневская (2) Рафаэль (6) Рахманинов (2) РГГУ (1) Регер (3) Реймс (1) Рембрандт (1) Рильке (1) Рим (17) Римский-Корсаков (3) Рихтер (34) Россини (6) Руан (1) Рублев (1) Русский музей (2) Рыбаков (1) С. Волков (3) С. Лем (1) С. Цвейг (4) С.Л. Франк (1) Сабанеев (1) Саква (1) Саламанка (2) Сальери (8) Сарагоса (4) Саути (1) Свифт (1) Севилья (11) Сеговия (4) семья (2) Сен Санс (1) Сенкевич (1) Сиена (2) Синявский (1) Скрябин (2) смешное (4) СМИ (1) события (3) Соколов (3) Соллертинский (3) Спелло (1) Специя (1) Спиноза (2) СССР (1) Сталин (5) Стамбул (2) Стендаль (1) Стравинский (15) Страсбург (3) Стругацкие (2) Сурбаран (1) Т. Манн (15) Тагор (3) Танеев (7) Тарковский (6) Тёрнер (3) технические проблемы (6) Тимофеев-Ресовский (1) Толедо (3) Толстой (4) Трифонов (1) Тургенев (5) Турция (2) Тютчев (1) Уствольская (3) Фейхтвангер (2) Фет (2) философия (38) Финале Лигуре (5) Фишер-Дискау (2) Флейшман (1) Флоренция (15) форум (6) фотомимолетности (27) Франк (2) Франция (25) Х. Арендт (1) Хайдеггер (7) Хайдельберг (2) Хассе (4) Холст (1) Хорватия (2) Цветаева (3) Цымбал (1) Чайковский (36) Черчилль (1) Чехия (5) Чехов (6) Чимароза (1) Чичерин (25) Шартр (3) Шварц (1) Шекспир (9) Шиллер (1) Шкловский (1) Шмидт (1) Шнитке (3) Шодерло де Лакло (1) Шопен (13) Шопенгауэр (11) Шостакович (86) Шоу (2) Шрекер (1) Шуберт (28) Шуман (5) Щедрин (1) Э. Лир (1) Э. Мане (1) Э. Неизвестный (1) Э. По (1) Эберлин (1) Эдгар По (1) Элиот (2) Энгельс (1) Эрмитаж (4) Эскуриал (2) эстетика (10) Ю. Анненков (1) Ю. Герман (1) Ян Стамиц (1) Facebook (13) Porto Venere (1) youtube (7)

суббота, 12 января 2013 г.

"Труднейшая работа"


Обратил вдруг особое внимание на такое место в одном письме Моцарта (М. Пухбергу, в Вене, до 12 или 12 июня 1790 г.):
"Я из экономии остаюсь в Бадене и езжу в город лишь в случае крайней необходимости. Теперь я вынужден за бесценок отдать мои квартеты /: эту труднейшую работу :/, только чтобы в столь тяжких обстоятельствах поскорее получить деньги наличными".
(В.А. Моцарт. Полное собрание писем. - М.: "Международные отношения", 2006. - С. 462-463.)
Речь идет о трех последних (т.н. "Прусских") квартетах: D, K. 575; B, K. 589; F, K. 590.
Труднейшая работа. Это перекликается с тем, что он накануне пражской премьеры "Дон Жуана" говорил Кухаржу: "Ошибается тот, кто думает, что мое искусство далось мне легко. Нет ни одного значительного композитора, которого я не изучал: часто, прилежно, многократно".
Нет, не сочинял так, как соловьи поют (по выражению П.И. Чайковского), хоть и обладал "необъятной техникой" (это уже Лядов сказал о Бахе :)).

вторник, 8 января 2013 г.

Танеев - Струнный квартет №6 B-dur, op. 19 (Квартет им. Танеева)


Впервые я прослушал этот квартет (признанный лучшим у Танеева) в Петербурге летом 2006 г., когда там же купил полное собрание его струнных квартетов (в Москве этот комплект появился гораздо позже). Тогда он мне очень понравился, но сегодня, в целом, показалось весьма занудно. Вторая часть, однако, прекрасна.
Все-таки по-прежнему моим любимым сочинением Танеева остается фортепианный квартет E-dur, op. 20. Замечу, что когда я обратил внимание Бориса Иоффе на этот квартет, то он отозвался так: "По-моему, это вообще не музыка". Такие вот могут быть взаимоисключающие мнения об одном и том же сочинении.
Я должен признаться, что пьесы, подобные Шестому струнному квартету, оставляют во мне двойственное чувство: я не могу тут, как правило, "проследить форму" (как жаловался Г. Гульд на сонаты Шуберта), мне не достает явно выраженной "драматургии"; в то же время, можно забыть об этом и слушать по мгновениям, как бы грезить слушая. Так я воспринимаю, например, квартеты Регера. То есть, эта музыка предназначена либо профессионалам, способным уже на слух воспринять конструкцию, либо грезящим слушателям вроде меня.

понедельник, 7 января 2013 г.

Год Вагнера и Верди


Надо, конечно, отметить вступление в этот знаменательный год.
Вагнер был почтен «Тристаном», но не полностью, а вступлением и заключительным монологом Изольды (М. Прайс, дир. К. Кляйбер). Эту оперу, впрочем, раз и навсегда исполнил В. Фуртвенглер с К. Флагстад в главной партии.
А сейчас вдруг стал слушать «Силу судьбы» Верди. Хотел поставить несколько отрывков, но опера не отпускает: придется слушать полностью.
Это легендарная запись с римским оркестром академии «Санта Чечилия» под управлением Ф. Молинари-Праделли с участием Р. Тебальди, М. дель Монако, Дж. Симионато, Э. Бастианини, Ч. Сьепи и Ф. Корена.

Надо будет сподобиться и прослушать какую-нибудь оперу Вагнера полностью, например, любимых мной «Майстерзингеров», этот «моцартовский сад мелодий», по определению Б. Шоу. 

суббота, 5 января 2013 г.

Видимость и заблуждение

Еще один шопенгауэровский перл:
"Если в наглядном представлении видимость искажает действительность на миг, то в абстрактном представлении заблуждение может царствовать тысячелетия, налагать на целые народы свое железное ярмо, душить благороднейшие побуждения человечества и даже, при помощи своих рабов, своих обманутых, заключать в оковы тех, кого оно не в силах обмануть" (Op. cit., пар. 8).
Ясно, что тут вспоминаются не только костры инквизиции, а еще нечто из совсем недавнего прошлого.
Но что забавно: разрешая антиномию субъекта и объекта (см. пар. 7), Шопенгауэр мыслит точно по-гегелевски: обе стороны противоречия (субъект и объект), обуславливающие друг друга, исчезают в основании (в гегелевском смысле), т.е. в воле.

Красота и уродство



Пруст писал, что «красота есть вереница гипотез, которую обрывает безобразие, загораживая открывшуюся было нам дорогу в неизвестное».
Но есть простое совмещение в пространстве красоты и уродства. У нас в Москве таких примеров сколько угодно. Но это случается даже в Италии. Блок, путешествуя по Италии, возмущался, что Флоренция изуродована новыми домами.
Просматривая тут фотографии, сделанные в 2011 году, я нашел такой вот стык красоты и уродства:

Купол Бруннелески и идиотское светло-желтое оштукатуренное здание с торчащим "зубом". Между прочим, обратил я на это внимание только на фотографии. Когда снимал, то видел только Купол. Именно он был тематизирован, как выражается один философ по имени Мартын.


четверг, 3 января 2013 г.

"Волшебная флейта"

Переслушал великолепную запись Г. Шолти 1969 г. (К. Дёйтеком, П. Лоренгар, С. Бэрроуз, Г. Прей, М. Тальвела, Д. Фишер-Дискау, Г. Штольце, Р. Колло, Г. Зотин; Венские филармоники, хор Венской оперы).
Лист называл "Кольцо Нибелунга" ""Волшебной флейтой" наших дней".

вторник, 1 января 2013 г.

Новый год с Моцартом

Как отрадно встречать Новый год под музыку Моцарта!
Вчера меня по-новому поразила Серенада in B, K. 361. Я понял, что сильно недооценивал это сочинение в целом, хотя недосягаемая красота 3-й части всегда меня потрясала (как формановского Сальери).
Под новый год я попросил старшего сына поставить увертюру к «Волшебной флейте», но у него дома диск с оперой куда-то запропастился,  и поставлена была увертюра к «Фигаро». Слушая ее, я вспомнил, что тоже в молодости сильно недооценивал эту оперу (как и «Похищение», кстати говоря), помешавшись на «трех китах» - «Дон Жуане», “Cosi fan tutte” и «Волшебной флейте», постоянно слушаемых и играемых в клавире.
Прорыв произошел в 97-м году, когда я многажды слушал запись К. Бёма 1968 г. (с Э. Матис, Г. Яновиц, Г. Преем, Д. Фишером-Дискау и Т. Троянос).

Тогда, 22 июля 1997 г., я написал у себя в дневнике: