Конечно, это великолепные исполнения. Финалы в этой интерпретации совершенно грандиозны. Если бы еще всё повторял... Как ни странно, в финале "Пражской" повторил экспозицию. И только сейчас я услышал в разработке финала "тень" медленного вступления.
Ярлыки
вторник, 24 ноября 2020 г.
воскресенье, 8 ноября 2020 г.
Шостакович - Симфония №15 A-dur, op. 141
Вдруг явилось желание переслушать. Вчера с Г. Шолти (Чикагский симф. орк.) сегодня с М. Шостаковичем (Пражский симф. орк.).
Только сегодня дошло, что кульминация первой части (ц. 30-32) находится в точном структурном соответствии с кульминацией второй части (ц. 71). Вплоть до оркестровки послекульминационной зоны (тромбоны и туба). Так сказать, кукольный вариант. Лилипуты и великаны.
А первая часть, помимо всего прочего, есть некая чаплиниада, явно слышны намеки на немое кино, где юный автор служил тапёром.
А вчера, слушая запись Шолти, вдруг подумал, что скерцо - это и клезмеры, и актёры у Гамлета. Симфония вся пронизана гамлетовским духом, особенно 2-я часть и финал: зловещая тень Эльсинора и Призрак. Возникает впечатление, что Шостакович был заворожен этой пьесой Шекспира всю жизнь.
И всё покрывает, как гигантская волна, кульминация финала и всей симфонии. Это не просто кульминация, это катастрофа, трансфигурация Вселенной.
среда, 28 октября 2020 г.
Моцарт - Квартет №23 F-dur, K. 590 ("Хаген-квартет")
Какое всё-таки жесткое сочинение, несмотря на кажущуюся безмятежность. Особенно по контрасту с романтиками (Шуман, Мендельсон). По жесткости можно сравнить с поздними квартетами Бетховена.
понедельник, 12 октября 2020 г.
Шуман - Вторая симфония C-dur, op. 61 (Р. Кубелик, Берлинские филармоники)
Вдруг открылась мне как чуть не лучшая и самая глубокая симфония Шумана. То, что написала про нее В. Конен в "Истории зарубежной музыки", абсолютно неверно и может только ввести читателя (и слушателя) в заблуждение.
Как заметил один из моих друзей, ее третья часть заставляет вспомнить Шестую симфонию Брукнера (вплоть до тематических пересечений), а Брамс слышен на каждом шагу. Вообще по прослушивании симфоний Шумана и его увертюры "Манфред" (абсолютно гениальной) возникает мысль, что Брамс продолжал традиции не только (и, может быть, не столько) бетховенского симфонизма, сколько шумановского. Есть просто у Брамса "сколки" с Шумана, скорее всего невольные.
Героическая тема в финале Второй симфонии, торжественным звучанием которой всё заканчивается, появляется неоднократно в третьей части "Сцен из "Фауста"".
И надо сказать, что Кубелик очень хорошо исполняет симфонии Шумана, прекрасно чувствует нерв этой музыки, чего, увы, не скажешь об интерпретациях Арнонкура. Кстати, оба дирижера исполняют симфонии Шумана в авторской оркестровке, убедительно защищая ее достоинства. И некоторые черты этой оркестровки (например, звучание скрипок в высоком регистре) можно заметить у того же Брамса.
среда, 7 октября 2020 г.
Моцарт и Веберн
Гениальный пианист и пламенный моцартофоб Глен Гульд, называя g-moll'ную симфонию (К. 550) удручающе банальной, выделяет в ней одно место - начало разработки финала, где вдруг Моцарт, по мнению Гульда, становится вровень с самим Веберном. Место и впрямь экстраординарное, и снисходительная похвала Моцарту в устах его ненавистника дорогого стоит.
Но к перечню мест у Моцарта, где он достигает высот нововенской школы, я бы добавил полутороминутную жигу G-dur (K. 574) и финал квартета A-dur (K. 464), который сам Бетховен переписал для себя в партитуре.
***
А я, как истый антимоцартофоб, после жиги прослушал Adagio h-moll (K. 540) - Браутигам записал их на диске друг за другом - и должен сказать, что этих высот не достигает никто, даже Веберн.