Синтез: опера (buffa и seria), симфония, серенада. И абсолютный синтез "галантного" и "ученого" стилей.
В исполнении Клемперера дирижерская работа (включая работу с певцами) поистине гениальна.
Синтез: опера (buffa и seria), симфония, серенада. И абсолютный синтез "галантного" и "ученого" стилей.
В исполнении Клемперера дирижерская работа (включая работу с певцами) поистине гениальна.
Всё-таки это самая слабая симфония Шостаковича (если вывести за скобки Вторую и Третью), несмотря на отдельные яркие моменты (например, начало быстрого раздела 1-й части; еще некоторые моменты первых двух частей в смысле оркестрового колорита). Лучшая часть - вторая. Чем-то в передаче ощущения пространства даже отсылает к 3-й части 10 симфонии.
Финал же крайне неудачен, банально внешне иллюстративен. Музыка холодная, лишенная глубокого чувства и глубокой мысли.
Опера великолепна, и если бы Рихтер ее знал, его оценка моцартовского "Идоменея" была бы другой.
Но я с удивлением обнаружил, что Глюк в дневниках великого пианиста вообще ни разу не упомянут по существу.
Одно упоминание весьма курьёзно:
"Сегодня большое музыкальное событие - (после "Альцесты" Гайдна [sic!]... 15-я (последняя) симфония Шостаковича (и как хорошо, что чисто оркестровая). 1 часть - прекрасна и опять полна свежести, как молодой Шостакович. Затем эти героически трагичные маршеобразные страницы (очень хорошо). Зачем только в последней части вагнеровская цитата? (Она очень помешала восприятию этого финала, и он показался каким-то скудным.)"
(Запись от 8 января 1972 г.)
Рихтер присутствовал на премьере 15-й симфонии, как и я. :)
Там в первом отделении исполняли увертюру к глюковской "Альцесте" и гайдновский двойной концерт (для скрипки и ф-но).
Вот так. Даже Рихтер не понял финал 15-й. Это по меньшей мере странно.
"Л.В. Николаев (мой учитель) как-то сказал мне. "Танеев не любил музыкальных критиков. Он (Танеев) говорил: "Критики - это те, которые в силу ли отсутствия дарования или по каким-то иным причинам не попали в разряд критикуемых".
Тот же Николаев так определил музыковедов. На вопрос одного своего ученика, кто такие и что такое музыковеды, он сказал так (Л.В. был добрым человеком и подкармливал своих учеников - беседа шла за яичницей):
"Паша (это домработница) приготовила яичницу. Мы едим эту яичницу. Представь себе, что есть люди, которые не готовят яичницу, не едят ее, а говорят о яичнице. Это будут яичницоведы. Также и в музыке: есть люди, которые не сочиняют музыку, не слушают (точнее, не слышат) ее, а говорят о музыке".
Сказано это было хоть и дискуссионно, но с большим чувством".
(Е.С. Власова. 1948 год в советской музыке. - М.: Классика-XXI, 2010.- С. 373)
Я далек от того, чтобы разделить это отношение к музыковедам (литературо- и вообщеискусство-ведам) en bloc, но к некоторым персонажам оно вполне применимо.
Царь Мидас закрывал свои ослиные уши специальной шапкой. Как видно, в качестве таковой может выступать и консерваторское образование.
Рассказывая в эпилоге об "антисталинских" сочинениях Шостаковича, Волков ничего не пишет о Втором виолончельном концерте (а прежде всего выдвигает 13 симфонию), так как это не вписывается в его идею обязательного присутствия слова в таких произведениях. Это свидетельство определенной близорукости автора книги, так как разоблачающая сила 126-го опуса настолько велика и страшна, что не нуждается ни в каких словах.
Не всё я понимаю в этом исполнении. Первая часть - слишком быстро. Вторая часть - очень хорошо, особенно все ее завихрения. Финал - порой небрежно, с неуместным rubato. Но, пожалуй, в целом вся дьявольщина выявлена, может быть, даже резче, чем в других исполнениях.
А ведь гениальная симфония-то! А я ее сильно недооценивал и избегал слушать. Злобная и постыдная брехня Стравинского должна быть предана осмеянию, а потом забыта.
Исполнено прекрасно.
***
И вот еще что: вы будете сравнивать Стравинского или Прокофьева с Шекспиром? Я не могу даже этого представить. А Шостаковича - да, безусловно. Вот и весь сказ. И сразу ясно, кто есть кто.