Ярлыки

"Коммерсант" (1) 18 век (23) 1948 (1) 20 век (6) 28 октября (1) А. Герман (1) А. Иванов (2) А. Кузнецов (1) А. Михайлов (2) Аберт (6) Австрия (9) Авторханов (1) Адриан (2) Акутагава (3) Альберт Эйнштейн (2) Альфред Эйнштейн (8) Аристотель (2) Аррау (1) архив (1) Ассизи (1) аутентизм (4) Ахматова (15) Б. Вальтер (2) Б. Иоффе (1) Б. Слуцкий (1) Б.С. Ямпольский (1) Бадура-Скода (1) Байрон (3) Бакхилид (1) Бальзак (1) Барселона (9) Барток (4) Баршай (4) Бах (23) Беллини (1) Берберова (1) Берг (5) Бергман (2) Бердяев (2) Берлиоз (4) Бёрнс (1) Бетховен (80) Библия (2) Бизе (2) Блок (4) Бодлер (6) Боккерини (1) Болонья (3) Борисов-Мусатов (1) Босх (1) Брамс (23) Бриттен (2) Бродский (4) Брукнер (20) Брюсов (2) Булгаков (3) Бургос (5) В. Вулф (1) В. Скотт (1) Вагнер (32) Вайнберг (4) Валенсия (2) Ван-Гог (2) Васильев (1) Ватикан (2) Вебер (1) Веберн (6) Веласкес (1) Вена (4) Венеция (14) Вентимилья (4) Верди (15) Вересаев (2) Вермеер (1) Верона (3) Вивальди (3) Винер (1) Виотти (1) Виссембург (1) Виченца (3) Вишневецкий (1) Волошин (1) Вольф (1) Г. Джеймс (1) Г. Манн (1) Г. Попов (2) Габричевский (1) Гаврилов (1) Гайдн (39) Гауди (3) Гегель (10) Гельдерлин (5) Гендель (7) Генуя (2) Германия (3) Гершкович (1) Гессе (2) Гете (20) Гизекинг (1) Гилельс (2) Глазунов (5) Гликман (2) Глинка (6) Глюк (16) Гоббема (1) Гоголь (2) Годар (1) Гойя (3) Гольденвейзер (1) Гораций (1) Горький (2) Гранада (1) Грац (4) Григ (1) Грюневальд (2) Губайдулина (2) Гульд (7) Гуссерль (1) Гюго (1) Д. Курляндский (1) Дали (1) Данте (1) даты (2) Дворжак (1) Дебарг (1) Дебюсси (8) Делиль (1) Делякруа (2) Денисов (4) Дж. Элиот (1) Джойс (8) Диккенс (1) дирижеры (12) дневник (35) Достоевский (18) Древний Египет (1) Дубровник (2) Дудинцев (1) ЖЖ (59) живопись (35) Завадский (1) Зальцбург (4) заметки для себя (1) Зандерлинг (1) записи (1) записки (5) И. Гарин (1) И. Грекова (2) И.-Кр. Бах (2) Ибсен (1) Иоффе (1) Испания (47) история (11) Италия (73) К. Дэвис (3) К. Стамиц (2) К.Ф.Э. Бах (2) Кадис (2) Кальдара (1) Кант (3) Караян (1) Карлсруэ (1) Кафка (2) Кейдж (1) кино (12) Клементи (1) Клемперер (1) Козинцев (2) Коломенское (16) Кольмар (3) Кольридж (2) Кордова (3) Краус (2) Крипс (1) Л.Н. Гумилев (1) Ландовска (2) Ларошфуко (1) Левитан (1) Леонардо (7) Лермонтов (4) Лист (2) литература (20) личное (5) Локшин (3) Лортцинг (1) Лосев (3) Лувр (3) Луцкер и Сусидко (7) Люлли (1) Лютославский (5) Лядов (1) М. Гайдн (3) М. Юдина (6) Мадрид (7) Малага (1) Малер (19) Мандельштам (11) Маркс (2) математика (4) Маульбронн (1) мемории (4) Мендельсон (9) Мережковский (3) Мериме (2) Микеланджело (2) Милан (5) Мишель Фуко (1) модерн (1) мои увлечения (1) мой дом (2) Моне (1) Монтефиоре (1) Мопассан (1) Москва (4) Моцарт (266) Моцарт_инструментальные концерты (5) Моцарт_камерная музыка (16) Моцарт_клавир (25) Моцарт_клавирный концерт (34) Моцарт_концертные арии (1) Моцарт_метатема стиля (1) Моцарт_опера (75) Моцарт_письма (5) Моцарт_серенады (4) Моцарт_симфонии (26) Моцарт_скрипичные концерты (1) Моцарт_скрипичные сонаты (5) Моцарт_сочинения для органа (2) Моцарт_струнное трио (5) Моцарт_струнный квартет (41) Моцарт_струнный квинтет (10) Моцарт_фортепианное трио (2) Моцарт_фортепианный квартет (1) Моцарт_церковная музыка (18) моцартофобия (9) музыка (7) музыковедение (1) Муратов (1) Мусоргский (3) Мухина (1) Мыс Рока (1) Мысливечек (4) Мясковский (6) Н. Мандельштам (7) Н.И. Вавилов (1) Набоков (4) Наполеон (1) Неаполь (1) Нейгауз (4) нововенская школа (1) Олеша (1) опера (4) Орвьето (1) Островский (1) П. Мещеринов (1) Паизиелло (3) Палестрина (1) Параджанов (1) Париж (17) Пастернак (4) Пахельбель (1) Перголези (2) Петербург (13) Петефи (1) пианисты (16) Пиза (2) Пикассо (6) Пластов (1) Платон (8) Платонов (1) Плейель (1) Плисецкая (2) политика (7) Помпеи (1) Португалия (1) Посвятовска (1) поэзия (8) Прага (5) Прадо (1) Прокофьев (23) Пруст (9) Псков (1) Пуссен (1) путешествия (156) Пушкин (30) Пфицнер (2) Р. Роллан (3) Р. Штраус (4) работа (2) Равель (2) Равенна (1) Радклиф (1) Рамо (1) Раневская (2) Рафаэль (6) Рахманинов (2) РГГУ (1) Регер (3) Реймс (1) Рембрандт (1) Рильке (1) Рим (17) Римский-Корсаков (3) Рихтер (32) Россини (6) Руан (1) Рублев (1) Русский музей (2) Рыбаков (1) С. Волков (3) С. Лем (1) С. Цвейг (4) С.Л. Франк (1) Сабанеев (1) Саква (1) Саламанка (2) Сальери (8) Сарагоса (4) Саути (1) Свифт (1) Севилья (11) Сеговия (4) семья (2) Сен Санс (1) Сенкевич (1) Сиена (2) Синявский (1) Скрябин (2) смешное (4) события (3) Соколов (3) Соллертинский (3) Спелло (1) Специя (1) Спиноза (2) СССР (1) Сталин (5) Стамбул (2) Стендаль (1) Стравинский (15) Страсбург (3) Стругацкие (2) Сурбаран (1) Т. Манн (15) Тагор (3) Танеев (7) Тарковский (6) Тёрнер (3) технические проблемы (6) Тимофеев-Ресовский (1) Толедо (3) Толстой (4) Трифонов (1) Тургенев (5) Турция (2) Тютчев (1) Уствольская (3) Фейхтвангер (2) Фет (2) философия (36) Финале Лигуре (5) Фишер-Дискау (2) Флейшман (1) Флоренция (15) форум (6) фотомимолетности (27) Франк (2) Франция (25) Х. Арендт (1) Хайдеггер (7) Хайдельберг (2) Хассе (4) Холст (1) Хорватия (2) Цветаева (3) Цымбал (1) Чайковский (35) Черчилль (1) Чехия (5) Чехов (5) Чимароза (1) Чичерин (25) Шартр (3) Шекспир (9) Шиллер (1) Шкловский (1) Шмидт (1) Шнитке (3) Шодерло де Лакло (1) Шопен (13) Шопенгауэр (11) Шостакович (80) Шоу (2) Шрекер (1) Шуберт (26) Шуман (5) Щедрин (1) Э. Лир (1) Э. Мане (1) Э. Неизвестный (1) Э. По (1) Эберлин (1) Эдгар По (1) Элиот (2) Энгельс (1) Эрмитаж (4) Эскуриал (2) эстетика (10) Ю. Анненков (1) Ю. Герман (1) Ян Стамиц (1) Facebook (13) Porto Venere (1) youtube (5)

суббота, 17 декабря 2011 г.

Берлиоз против Моцарта

"Только Глюк и Спонтини обладали могуществом вызывать во мне страсть. Этим и объясняется мое прохладное отношение к автору "Дон Жуана". Из его опер чаще всего ставились в Париже "Дон Жуан" и "Фигаро", но они исполнялись на итальянском языке, итальянцами, в Итальянском театре. Этого было достаточно, чтобы я не мог преодолеть известную отчужденность к этим шедеврам. В моих глазах они грешили тем недостатком, что казались принадлежащими к заальпийской школе. Кроме того, и это было более обосновано, я был шокирован одним местом в роли Донны Анны, в которой Моцарт имел несчастье написать жалкий вокализ, оставляющий пятно на его сверкающей партитуре. Я говорю об аллегро в арии сопрано (№22*) во втором акте. В этой арии, полной глубокой печали, где вся поэзия любви предстает затуманенная слезами и в трауре, встречаются в конце пассажи до того смешные и настолько шокирующие своей неуместностью, что только с трудом верится, что они вылились из-под пера подобного мастера. Кажется, будто Донна Анна вытерла слезы и начала вдруг непристойно балаганить.<...>Мне было трудно простить Моцарту такой чудовищный промах. Да и теперь я отдал бы часть своей крови, чтобы смыть эту позорную страницу, а с ней и несколько других подобного же рода, наличие которых волей-неволей приходится признать в произведениях Моцарта".
Далее следует такое убийственное примечание автора "Мемуаров":
"Я нахожу даже, что эпитет "позорный" слишком мягок для того, чтобы заклеймить эту сцену. Моцарт совершил здесь одно из самых ужасных и бессмысленных преступлений против страсти, чувства, хорошего вкуса и против здравого смысла, какие только можно найти в истории искусства".
(Г. Берлиоз. Мемуары. - М., Музгиз, 1962. - С. 111-112.)
Несчастный Моцарт! Если бы он видел этот суровый приговор собрата по искусству.

Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает мадонну Рафаэля...

А при этом как тонко схвачен характер самой арии! Сразу вспоминаешь скорбные вздохи альтов.
Не отсюда ли, кстати, Шоу взял свое ехидное замечание по поводу "двух расплывающихся клякс на партитуре "Дон Жуана" в предисловии к "Человеку и сверхчеловеку", имея в виду "Фауста" Гуно и "Кармен" Бизе?
Но высокая ирония Моцарта была недоступна веку романтизма. Только Верди в "Фальстафе" смог подняться до нее, но этим он начал "настоящий, не календарный, двадцатый век".
Но, может, все объясняться куда проще: Моцарт сделал уступку примадонне, Берлиоз прав, и мы имеем тут одну из тех предфинальных пустот, которые омрачают нас и в "Фигаро" (арии Марцелины и Базилио). На это указывает и Аберт. И все это, если не ошибаюсь, позднейшие вставки для венских постановок опер. Таких пустот нет, между прочим, в Cosi fan tutte.

Берлиоз против Моцарта, Бардл против Пиквика...  
________________________
*Номер указан неверно. Имеется в виду ария №23, в F-dur. Хотя могла иметь место путаница в номерах из-за различий между пражской и венской редакциями.

5 комментариев:

  1. Спасибо! Очень любопытная запись.
    Мне представляется, что дело не только и даже не столько в том, что "высокая ирония Моцарта была недоступна веку романтизма" - Берлиоз вовсе не равен романтизму. Вообще, французская музыкальная культура XIX в. восприняла "романтизм" настолько внешне и настолько опошлила его, что самое мнение Берлиоза о высокой классике оказывается чем-то курьезным. Трудно было ему в атмосфере становящегося масс-культа: в то время, как немцы создавали Lied и самый вид камерно-вокальной лирики, французы преуспели в изобретении café chantant'а и самой разновидности "пения с душком непристойности".
    А Шоу вообще следовало бы уничтожить всё, что он понаписал о музыке, ибо не дело англосаксов (и примкнувших к ним кельтов - если уж говорить о Шоу конкретно) о "музыкально-прекрасном" толковать, пускай лучше о промдизайне, а еще лучше о рыночной экономике толкуют.
    Понятно, что ИМХО.

    ОтветитьУдалить
  2. Ну почему же? У Шоу есть очень интересные мысли о музыке. Он был и моцартианец и вагнерианец.
    Да и французская музыка 1-й половины 19 века не сводилась к кафешантану. Берлиоз - гений первой величины в эпоху романтизма.
    И я бы не стал так замыкаться на национальную сферу. Дело тут совсем не в этом.

    ОтветитьУдалить
  3. Дело не в национальной сфере. Вообще, "национальность" тут никакой роли не играет. Играет роль лишь то, что я написал "ИМХО" и что "Гарольд в Италии" заставляет меня щипать себя за коленку, дабы не заснуть.
    Да, насчет национального, еще раз. Есть разные формы потребления музыки, и во Франции XIX в. они были несколько иными, чем в Германии того же времени. Таким образом, речь идет не о национальном ("корнях", "нитях" и прочей чепухе), а о практиках восприятия/создания явлений музыкальной культуры.
    Если в Англии Салливана с его "Микадо" считали оперным композитором, то каким бы Шоу ни был "вагнерианцем", печать "кафешантанности" и "мюзикловости" неизбежно лежит на всей его околомузыкальной публицистике.
    (Гадости про "Немецкий реквием" Брамса я ему никогда не прощу.)
    Снова и снова: ИМХО.

    ОтветитьУдалить
  4. Я Вас понимаю. Вот и я не могу простить Г. Гульду того, что он говорил (и писал) о Моцарте.

    ОтветитьУдалить
  5. Ну, да. Гульд был порядочный "оригинал" (понимая это слово отнюдь не в безусловно позитивном смысле). И всё же, на всех высказываниях Гульда лежит известная доля ребяческого эпатажа, чего не скажешь о Шоу, Роллане и других - адресовавших широкой публике свое понимание "истины". (Впрочем, я не могу сказать однозначно, что не люблю того же Роллана, но вот о Брамсе, о Малере ему бы рассуждать не стоило.)

    ОтветитьУдалить