Ярлыки

18 век (23) 20 век (6) 28 октября (1) А. Герман (1) А. Иванов (2) А. Кузнецов (1) А. Михайлов (2) Аберт (6) Австрия (9) Авторханов (1) Адриан (1) Акутагава (2) Альберт Эйнштейн (2) Альфред Эйнштейн (8) Аристотель (2) Аррау (1) архив (1) Ассизи (1) аутентизм (4) Ахматова (15) Б. Вальтер (2) Б. Иоффе (1) Б. Слуцкий (1) Б.С. Ямпольский (1) Бадура-Скода (1) Байрон (3) Бакхилид (1) Бальзак (1) Барселона (9) Барток (4) Баршай (4) Бах (21) Беллини (1) Берберова (1) Берг (5) Бергман (1) Бердяев (2) Берлиоз (4) Бёрнс (1) Бетховен (76) Библия (2) Бизе (2) Блок (4) Бодлер (6) Боккерини (1) Болонья (3) Борисов-Мусатов (1) Босх (1) Брамс (23) Бриттен (2) Бродский (4) Брукнер (20) Брюсов (2) Булгаков (3) Бургос (5) В. Вулф (1) В. Скотт (1) Вагнер (31) Вайнберг (4) Валенсия (2) Ван-Гог (2) Васильев (1) Ватикан (2) Вебер (1) Веберн (6) Веласкес (1) Вена (4) Венеция (14) Вентимилья (4) Верди (12) Вересаев (2) Вермеер (1) Верона (3) Вивальди (3) Винер (1) Виотти (1) Виссембург (1) Виченца (3) Вишневецкий (1) Волошин (1) Вольф (1) Г. Джеймс (1) Г. Манн (1) Г. Попов (2) Габричевский (1) Гаврилов (1) Гайдн (38) Гауди (3) Гегель (10) Гельдерлин (5) Гендель (6) Генуя (2) Германия (3) Гершкович (1) Гессе (2) Гете (19) Гизекинг (1) Гилельс (2) Глазунов (5) Гликман (2) Глинка (5) Глюк (14) Гоббема (1) Гоголь (2) Годар (1) Гойя (3) Гольденвейзер (1) Гораций (1) Горький (2) Гранада (1) Грац (4) Григ (1) Грюневальд (2) Губайдулина (2) Гульд (7) Гуссерль (1) Гюго (1) Д. Курляндский (1) Дали (1) Данте (1) даты (1) Дворжак (1) Дебарг (1) Дебюсси (8) Делиль (1) Делякруа (2) Денисов (4) Дж. Элиот (1) Джойс (8) Диккенс (1) дирижеры (12) дневник (34) Достоевский (17) Древний Египет (1) Дубровник (2) Дудинцев (1) ЖЖ (56) живопись (35) Завадский (1) Зальцбург (4) Зандерлинг (1) записи (1) записки (5) И. Гарин (1) И. Грекова (2) И.-Кр. Бах (2) Ибсен (1) Иоффе (1) Испания (47) история (11) Италия (73) К. Дэвис (3) К. Стамиц (2) К.Ф.Э. Бах (2) Кадис (2) Кальдара (1) Кант (3) Караян (1) Карлсруэ (1) Кафка (2) Кейдж (1) кино (9) Клементи (1) Козинцев (2) Коломенское (16) Кольмар (3) Кольридж (2) Кордова (3) Краус (2) Крипс (1) Л.Н. Гумилев (1) Ландовска (2) Левитан (1) Леонардо (7) Лермонтов (4) Лист (2) литература (20) личное (5) Локшин (3) Лортцинг (1) Лосев (3) Лувр (3) Луцкер и Сусидко (6) Люлли (1) Лютославский (5) Лядов (1) М. Гайдн (3) М. Юдина (6) Мадрид (7) Малага (1) Малер (19) Мандельштам (10) Маркс (2) математика (4) Маульбронн (1) мемории (4) Мендельсон (9) Мережковский (3) Мериме (2) Микеланджело (2) Милан (5) Мишель Фуко (1) модерн (1) мои увлечения (1) мой дом (2) Моне (1) Монтефиоре (1) Мопассан (1) Москва (4) Моцарт (252) Моцарт_инструментальные концерты (5) Моцарт_камерная музыка (16) Моцарт_клавир (23) Моцарт_клавирный концерт (33) Моцарт_метатема стиля (1) Моцарт_опера (67) Моцарт_письма (4) Моцарт_серенады (4) Моцарт_симфонии (25) Моцарт_скрипичные концерты (1) Моцарт_скрипичные сонаты (5) Моцарт_сочинения для органа (2) Моцарт_струнное трио (5) Моцарт_струнный квартет (41) Моцарт_струнный квинтет (9) Моцарт_фортепианное трио (2) Моцарт_фортепианный квартет (1) Моцарт_церковная музыка (17) моцартофобия (9) музыка (7) Муратов (1) Мусоргский (1) Мухина (1) Мыс Рока (1) Мысливечек (4) Мясковский (6) Н. Мандельштам (7) Н.И. Вавилов (1) Набоков (4) Наполеон (1) Неаполь (1) Нейгауз (4) нововенская школа (1) Олеша (1) опера (4) Орвьето (1) Островский (1) П. Мещеринов (1) Паизиелло (2) Палестрина (1) Параджанов (1) Париж (17) Пастернак (3) Пахельбель (1) Перголези (1) Петербург (12) Петефи (1) пианисты (16) Пиза (2) Пикассо (6) Пластов (1) Платон (8) Платонов (1) Плейель (1) Плисецкая (1) политика (7) Помпеи (1) Португалия (1) Посвятовска (1) поэзия (8) Прага (5) Прадо (1) Прокофьев (21) Пруст (9) Пуссен (1) путешествия (156) Пушкин (29) Пфицнер (2) Р. Роллан (3) Р. Штраус (3) работа (2) Равель (1) Равенна (1) Радклиф (1) Рамо (1) Раневская (2) Рафаэль (6) Рахманинов (2) РГГУ (1) Регер (3) Реймс (1) Рильке (1) Рим (17) Римский-Корсаков (2) Рихтер (31) Россини (4) Руан (1) Рублев (1) Русский музей (2) Рыбаков (1) С. Волков (2) С. Лем (1) С. Цвейг (4) С.Л. Франк (1) Сабанеев (1) Саква (1) Саламанка (2) Сальери (8) Сарагоса (4) Саути (1) Свифт (1) Севилья (11) Сеговия (4) семья (2) Сен Санс (1) Сенкевич (1) Сиена (2) Синявский (1) Скрябин (2) смешное (4) события (2) Соколов (3) Соллертинский (2) Спелло (1) Специя (1) Спиноза (2) СССР (1) Сталин (5) Стамбул (2) Стендаль (1) Стравинский (12) Страсбург (3) Стругацкие (1) Сурбаран (1) Т. Манн (15) Тагор (3) Танеев (6) Тарковский (4) Тёрнер (3) технические проблемы (6) Тимофеев-Ресовский (1) Толедо (3) Толстой (4) Трифонов (1) Тургенев (4) Турция (2) Тютчев (1) Уствольская (3) Фейхтвангер (2) Фет (2) философия (35) Финале Лигуре (5) Фишер-Дискау (2) Флейшман (1) Флоренция (15) форум (6) фотомимолетности (27) Франк (2) Франция (25) Хайдеггер (6) Хайдельберг (2) Хассе (4) Холст (1) Хорватия (2) Цветаева (3) Чайковский (33) Черчилль (1) Чехия (5) Чехов (5) Чимароза (1) Чичерин (24) Шартр (3) Шекспир (8) Шиллер (1) Шкловский (1) Шмидт (1) Шнитке (3) Шодерло де Лакло (1) Шопен (12) Шопенгауэр (11) Шостакович (72) Шоу (2) Шрекер (1) Шуберт (25) Шуман (5) Э. Лир (1) Э. Мане (1) Э. Неизвестный (1) Э. По (1) Эберлин (1) Эдгар По (1) Элиот (2) Энгельс (1) Эрмитаж (3) Эскуриал (2) эстетика (10) Ю. Герман (1) Ян Стамиц (1) Facebook (12) Porto Venere (1) youtube (1)

воскресенье, 17 марта 2013 г.

Гайдн - Струнный квартет до минор, op. 17, №4

Я думаю, что этот квартет послужил "моделью" для последнего моцартовского квартета (F, K. 590), в первой части, по крайней мере, где есть прямые тематические пересечения с гайдновским квартетом. У Гайдна, конечно, нет такого "обвала" в первой фразе, таких резких обрывов фраз, неожиданных скачков динамики. Вообще нет этого "хохочущего отчаяния", что пронизывает квартет Моцарта. И нет "авангардистской какофонии" разработки финала К. 590.
Но и то, и другое сочинение - на высшем уровне гениальности. Это вам не бирюльки Боккерини, Диттерсдорфа, Розетти e tutti quanti.
А роскошное Adagio cantabile квартета Гайдна могло быть образцом для таких же удивительных медленных частей в моцартовских циклах, как квартеты К. 387, К. 499, квинтет К. 515, фортепианное трио К. 502. В последнем квартете Моцарта медленная часть как раз весьма аскетична, это Lacrimosa для струнного квартета.

2 комментария:

  1. Спасибо, Вы всегда даете пищу для размышлений (помимо желание послушать то, о чем Вы писали).
    По поводу последнего предложения Вашего текста. Вы версию "Реквиема" для струнного квартета слышали? (мне попадались братья Кейкены)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хотел было на Ваш вопрос ответить "нет", как вдруг вспомнил, что на концерте в соборе Св. Штефана в Вене, на который мы с женой попали в первый наш приезд туда в августе 2007 г., струнный квартет (уже не помню какой) играл как раз фрагменты Реквиема (в переложении). Впечатления тогда это особого не произвело. Может быть, вообще камерный ансамбль в этом огромном соборе теряется.
      А связь гайдновского квартета c-moll из op. 17 с последним моцартовским квартетом я давно заметил.

      Удалить