Ярлыки

"Коммерсант" (1) 18 век (23) 1948 (1) 20 век (6) 28 октября (1) А. Герман (1) А. Иванов (2) А. Кузнецов (1) А. Михайлов (2) Аберт (6) Австрия (9) Авторханов (1) Адриан (2) Акутагава (3) Альберт Эйнштейн (2) Альфред Эйнштейн (8) Аристотель (2) Аррау (1) архив (1) Ассизи (1) аутентизм (4) Ахматова (15) Б. Вальтер (2) Б. Иоффе (1) Б. Слуцкий (1) Б.С. Ямпольский (1) Бадура-Скода (1) Байрон (3) Бакхилид (1) Бальзак (1) Барселона (9) Барток (4) Баршай (4) Бах (23) Беллини (1) Берберова (1) Берг (5) Бергман (2) Бердяев (2) Берлиоз (4) Бёрнс (1) Бетховен (80) Библия (2) Бизе (2) Блок (4) Бодлер (6) Боккерини (1) Болонья (3) Борисов-Мусатов (1) Босх (1) Брамс (23) Бриттен (2) Бродский (4) Брукнер (20) Брюсов (2) Булгаков (3) Бургос (5) В. Вулф (1) В. Скотт (1) Вагнер (32) Вайнберг (4) Валенсия (2) Ван-Гог (2) Васильев (1) Ватикан (2) Вебер (1) Веберн (6) Веласкес (1) Вена (4) Венеция (14) Вентимилья (4) Верди (15) Вересаев (2) Вермеер (1) Верона (3) Вивальди (3) Винер (1) Виотти (1) Виссембург (1) Виченца (3) Вишневецкий (1) Волошин (1) Вольф (1) Г. Джеймс (1) Г. Манн (1) Г. Попов (2) Габричевский (1) Гаврилов (1) Гайдн (39) Гауди (3) Гегель (10) Гельдерлин (5) Гендель (7) Генуя (2) Германия (3) Гершкович (1) Гессе (2) Гете (20) Гизекинг (1) Гилельс (2) Глазунов (5) Гликман (2) Глинка (6) Глюк (16) Гоббема (1) Гоголь (2) Годар (1) Гойя (3) Гольденвейзер (1) Гораций (1) Горький (2) Гранада (1) Грац (4) Григ (1) Грюневальд (2) Губайдулина (2) Гульд (7) Гуссерль (1) Гюго (1) Д. Курляндский (1) Дали (1) Данте (1) даты (2) Дворжак (1) Дебарг (1) Дебюсси (8) Делиль (1) Делякруа (2) Денисов (4) Дж. Элиот (1) Джойс (8) Диккенс (1) дирижеры (12) дневник (35) Достоевский (18) Древний Египет (1) Дубровник (2) Дудинцев (1) ЖЖ (59) живопись (35) Завадский (1) Зальцбург (4) заметки для себя (1) Зандерлинг (1) записи (1) записки (5) И. Гарин (1) И. Грекова (2) И.-Кр. Бах (2) Ибсен (1) Иоффе (1) Испания (47) история (11) Италия (73) К. Дэвис (3) К. Стамиц (2) К.Ф.Э. Бах (2) Кадис (2) Кальдара (1) Кант (3) Караян (1) Карлсруэ (1) Кафка (2) Кейдж (1) кино (12) Клементи (1) Клемперер (1) Козинцев (2) Коломенское (16) Кольмар (3) Кольридж (2) Кордова (3) Краус (2) Крипс (1) Л.Н. Гумилев (1) Ландовска (2) Ларошфуко (1) Левитан (1) Леонардо (7) Лермонтов (4) Лист (2) литература (20) личное (5) Локшин (3) Лортцинг (1) Лосев (3) Лувр (3) Луцкер и Сусидко (7) Люлли (1) Лютославский (5) Лядов (1) М. Гайдн (3) М. Юдина (6) Мадрид (7) Малага (1) Малер (19) Мандельштам (11) Маркс (2) математика (4) Маульбронн (1) мемории (4) Мендельсон (9) Мережковский (3) Мериме (2) Микеланджело (2) Милан (5) Мишель Фуко (1) модерн (1) мои увлечения (1) мой дом (2) Моне (1) Монтефиоре (1) Мопассан (1) Москва (4) Моцарт (266) Моцарт_инструментальные концерты (5) Моцарт_камерная музыка (16) Моцарт_клавир (25) Моцарт_клавирный концерт (34) Моцарт_концертные арии (1) Моцарт_метатема стиля (1) Моцарт_опера (75) Моцарт_письма (5) Моцарт_серенады (4) Моцарт_симфонии (26) Моцарт_скрипичные концерты (1) Моцарт_скрипичные сонаты (5) Моцарт_сочинения для органа (2) Моцарт_струнное трио (5) Моцарт_струнный квартет (41) Моцарт_струнный квинтет (10) Моцарт_фортепианное трио (2) Моцарт_фортепианный квартет (1) Моцарт_церковная музыка (18) моцартофобия (9) музыка (7) музыковедение (1) Муратов (1) Мусоргский (3) Мухина (1) Мыс Рока (1) Мысливечек (4) Мясковский (6) Н. Мандельштам (7) Н.И. Вавилов (1) Набоков (4) Наполеон (1) Неаполь (1) Нейгауз (4) нововенская школа (1) Олеша (1) опера (4) Орвьето (1) Островский (1) П. Мещеринов (1) Паизиелло (3) Палестрина (1) Параджанов (1) Париж (17) Пастернак (4) Пахельбель (1) Перголези (2) Петербург (13) Петефи (1) пианисты (16) Пиза (2) Пикассо (6) Пластов (1) Платон (8) Платонов (1) Плейель (1) Плисецкая (2) политика (7) Помпеи (1) Португалия (1) Посвятовска (1) поэзия (8) Прага (5) Прадо (1) Прокофьев (23) Пруст (9) Псков (1) Пуссен (1) путешествия (156) Пушкин (30) Пфицнер (2) Р. Роллан (3) Р. Штраус (4) работа (2) Равель (2) Равенна (1) Радклиф (1) Рамо (1) Раневская (2) Рафаэль (6) Рахманинов (2) РГГУ (1) Регер (3) Реймс (1) Рембрандт (1) Рильке (1) Рим (17) Римский-Корсаков (3) Рихтер (32) Россини (6) Руан (1) Рублев (1) Русский музей (2) Рыбаков (1) С. Волков (3) С. Лем (1) С. Цвейг (4) С.Л. Франк (1) Сабанеев (1) Саква (1) Саламанка (2) Сальери (8) Сарагоса (4) Саути (1) Свифт (1) Севилья (11) Сеговия (4) семья (2) Сен Санс (1) Сенкевич (1) Сиена (2) Синявский (1) Скрябин (2) смешное (4) события (3) Соколов (3) Соллертинский (3) Спелло (1) Специя (1) Спиноза (2) СССР (1) Сталин (5) Стамбул (2) Стендаль (1) Стравинский (15) Страсбург (3) Стругацкие (2) Сурбаран (1) Т. Манн (15) Тагор (3) Танеев (7) Тарковский (6) Тёрнер (3) технические проблемы (6) Тимофеев-Ресовский (1) Толедо (3) Толстой (4) Трифонов (1) Тургенев (5) Турция (2) Тютчев (1) Уствольская (3) Фейхтвангер (2) Фет (2) философия (36) Финале Лигуре (5) Фишер-Дискау (2) Флейшман (1) Флоренция (15) форум (6) фотомимолетности (27) Франк (2) Франция (25) Х. Арендт (1) Хайдеггер (7) Хайдельберг (2) Хассе (4) Холст (1) Хорватия (2) Цветаева (3) Цымбал (1) Чайковский (35) Черчилль (1) Чехия (5) Чехов (5) Чимароза (1) Чичерин (25) Шартр (3) Шекспир (9) Шиллер (1) Шкловский (1) Шмидт (1) Шнитке (3) Шодерло де Лакло (1) Шопен (13) Шопенгауэр (11) Шостакович (80) Шоу (2) Шрекер (1) Шуберт (26) Шуман (5) Щедрин (1) Э. Лир (1) Э. Мане (1) Э. Неизвестный (1) Э. По (1) Эберлин (1) Эдгар По (1) Элиот (2) Энгельс (1) Эрмитаж (4) Эскуриал (2) эстетика (10) Ю. Анненков (1) Ю. Герман (1) Ян Стамиц (1) Facebook (13) Porto Venere (1) youtube (5)

вторник, 21 апреля 2015 г.

Шостакович - Второй концерт для виолончели с орк., op. 126 (М. Ростропович, дир. С. Озава, 1976)

Невероятное  сочинение, сколько ни слушаю, поражаюсь. Всё там про нас сказано, лучше и ярче любого фильма и любого романа (разве что с платоновским "Чевенгуром" могу сравнить). Действительно, какие опрокинутые рожи должны были быть у наших партийных бонз, когда они это впервые услышали. Они, разумеется, ничего не поняли, но интуиция подлецов подсказала им, что это - про них, истязателей свободной личности.
***
Вспомнил концерт 4 декабря 1972 года в БЗК, когда Ростропович играл оба концерта Шостаковича (и еще Концерт Шумана). Дирижировал К. Кондрашин (впрочем, я не уверен; может быть, и Светланов).

Вот некоторые записи из дневника тех дней. Прошу прощения за ужасный стиль: автор тогда был молод, восторжен и глуп.

1 декабря 1972
Господь послал великолепный подарок - запись моцартовского "Дон Жуана" в исп. Венской оперы*. Теперь у меня лучшие его оперы в прекрасных исполнениях.
...
4-го идем на Ростроповича - Шуман и оба концерта Шостаковича. Просматривал вчера партитуру op. 126 и поражался. Чем больше я его узнаю, тем невыразимей для слов делается его музыка. Правда, сейчас я его почти не слушаю, но музыка звучит в уме, когда мне захочется ее пробудить - несколько тактов Пятнадцатой и - достаточно.

4 декабря
После концерта Ростроповича. Прекрасно, очень вдохновенно. Оба шедевра Шостаковича, особенно гениальнейший Второй. Оркестр большой (7 контрабасов), не терялся, а играл мощно, на равных.
Второй концерт стал центром вечера. Какой он мрачный, злой, ужасный, как гримаса, но какой могучий, необычайно красивый, настоящий эпос; и очень изысканный, тончайший.
Меня порязили сегодня такие детали, которые свидетельствуют о необычной, гениальной целостности этого сочинения. В первой части арфы после кульминации два раза призывают виолончель, но только после третьего мягкого, грустного приглашения виолончель поет свою тему**.

Заодно пара "сопряженных" записей начала 1973 года:

16 января
Вчера концерт в консерватории: Шостакович - 1 виолончельный концерт (Ростропович) и 4 симфония.
Кондрашин вложил всю душу в исполнение 4 симфонии, я был по-настоящему потрясен (в кои-то веки за последнее время). Комментировать не хочу - некогда, - но Кондрашин удостоился довольно жидких аплодисментов, но откуда-то сверху кто-то кричал "браво!". Ростроповичу устроили овацию, но я не был захвачен вчера его исполнением (кажется, что концерты Шостаковича что-то теряют в большом зале), хотя и услышал много нового для себя.

19 января
17-го - концерт Вишневской. За роялем Ростропович***, затем он играл виолончельную партию в Блоковской сюите Шостаковича.
Я упивался ее изумительным голосом, даже после Шостаковича, когда она спела на "бис" Шумана и Р. Штрауса.
Сюита прозвучала несколько более камерно, чем я ее воображал. Пианистке не хватило силы, чтобы в "Гамаюне" выделить чудовищные аккорды, сотрясающие Вселенную. Я был потрясен концом - она сделала такую кульминацию "Прими, Владычица Вселенной, //Сквозь кровь, сквозь муки, сквозь гроба//Последней страсти кубок пенный// От недостойного раба", что кульминация эта превзошла всё, что было до нее, даже "Гамаюна" и "Бурю"****. Последний взрыв страсти огромной силы, неистовой, древней. Какая красота - строгая, утонченная; нежнейший свет, но человеческая душа, которая живет в поздних сочинениях Шостаковича, как бы стоит в центре Вселенной, улавливая ее сокровенные струи, поглощая ее свет...

Комментарии (20 апр. 2015)
*Имеется в виду запись под управлением Й. Крипса с уч. Ч. Сьепи, Ф. Корена, Л. делла Каза, С. Данко, А. Дермота, Х. Гюден и К. Бёме, которую я до сих пор считаю в целом непревзойденной.
Как видно, тогда уже  набирал силу мой культ Моцарта (параллельно с сохраняющимся культом Шостаковича, однако несколько ослабевающим). Я тогда написал про "лучшие оперы", но Cosi fan tutte, по которой я потом буквально сходил с ума более 20 лет и которая стала для меня оперой №1 у Моцарта, я еще целиком не слышал. Была одна ГДР-овская пластинка с фрагментами. Полная запись (Э. Иохум, тоже непревзойденный) появилась у меня как раз в январе 1973 года.

**По-видимому, имеется в виду фрагмент от ц. 30 до ц. 32. Виолончель, исполнив заключение темы, которой начинался концерт (ц. 29), застывает в оцепенении на низком "ре", арфы пытаются ее пробудить, но она, словно в забытьи, импровизирует, не обращая внимания на их призыв. И только после еще двух "сигналов" у солиста появляется нежная, жалобная мелодия (ц. 32).

*** В  Сюите партию ф-но исполняла Лия Могилевская, а вот скрипача я начисто забыл. Кажется, всё же это был не Д. Ойстрах, но не уверен, а программка куда-то делась. В 1-м отделении были романсы Мусоргского, в том числе цикл "Без солнца".

****Да, то, что тогда сделала Г.П., было чем-то сверхъестественным. Все были потрясены, и минуту после завершения стояла мертвая тишина, потом кто-то крикнул "браво!", и пошли уже овации, певицу не отпускали, и она пропела довольно много на "бис" под аккомпанемент М.Л.
Незадолго до этого концерта (а он был одним из последних, если вообще не последним ее концертом в СССР) она пела 14 симфонию (дирижировал Ростропович) и "Песни и пляски смерти" Мусоргского в оркестровке Шостаковича. Я не попал тогда на концерт, хотя мог бы, проблем с билетами не было (!), но мой друг, купивший два билета прямо перед концертом, мне не дозвонился. Так он рассказывал, что в конце "Полководца" на словах "Чтоб никогда вам не встать из земли!" все оказались будто бы пригвожденными к креслам какой-то потусторонней силой.

По поводу этой же записи (26 июля 2011, форум)

Странно: во второй части, ц. 62-63 (кульминация, перед переходом к финалу) не слышно малого барабана, выделены только его удары, когда он остается один в оркестре (т. 7, 9 и 11 в ц. 62 и т. 4 ц. 63). В других исполнениях (А. Князев с М. Шостаковичем и В. Фейгин с ним же) это слышно отчетливо. Озава заглушает его валторнами. Правда, валторны (и вместе с ними солист) должны играть ff, тогда как барабан mf.

Слушал и думал, какие же опрокинутые рожи должны были быть у партийных бонз на юбилейном концерте 25 сентября 1966 года, когда впервые играли этот концерт (я смотрел его по ТВ, видел, как Светланов прыгал чуть не до потолка, хотя, конечно, в музыке в мои почти 16 лет ничего не понял при всем уже большом интересе к Шостаковичу, но до любви было еще далеко): ведь это открытое издевательство! "Купите бублики для всей республики!". А юбиляр был уже всемирной знаменитостью, официально признанным классиком, и нельзя было подвергнуть его остракизму.

upd: переслушал с  В.Фейгиным и М. Шостаковичем. Лучше. И все слышно.
Вдруг подумал, что смысл этой музыки может быть выражен очень просто словами: "Нет, шалишь! От нас не уйдешь! Мы везде тебя достанем. Захотим - убьем, а захотим - жить оставим, но ты будешь наш!".
Человек все время хочет уйти в себя: в воспоминания, в сны, в любовь. Между прочим, в финале цитируется "Случайный вальс"  М. Фрадкина и Е. Доломатовского (в него трансформируется цитата из вступления к "Борису Годунову" Мусоргского).

Но, так или иначе, человека настигает "кровью невинных несытая шайка убийц нечестивых". Но все же он выживает. Затаивается, прислушивается к стукам и шорохам. Ему страшно. Он один. Но жив (финальное длинное ре солиста).

Комментариев нет:

Отправить комментарий