Ярлыки

18 век (23) 20 век (6) 28 октября (1) А. Герман (1) А. Иванов (2) А. Кузнецов (1) А. Михайлов (2) Аберт (6) Австрия (9) Авторханов (1) Адриан (1) Акутагава (2) Альберт Эйнштейн (2) Альфред Эйнштейн (8) Аристотель (2) Аррау (1) архив (1) Ассизи (1) аутентизм (4) Ахматова (15) Б. Вальтер (2) Б. Иоффе (1) Б. Слуцкий (1) Б.С. Ямпольский (1) Бадура-Скода (1) Байрон (3) Бакхилид (1) Бальзак (1) Барселона (9) Барток (4) Баршай (4) Бах (21) Беллини (1) Берберова (1) Берг (5) Бергман (1) Бердяев (2) Берлиоз (4) Бёрнс (1) Бетховен (76) Библия (2) Бизе (2) Блок (4) Бодлер (6) Боккерини (1) Болонья (3) Борисов-Мусатов (1) Босх (1) Брамс (23) Бриттен (2) Бродский (4) Брукнер (20) Брюсов (2) Булгаков (3) Бургос (5) В. Вулф (1) В. Скотт (1) Вагнер (31) Вайнберг (4) Валенсия (2) Ван-Гог (2) Васильев (1) Ватикан (2) Вебер (1) Веберн (6) Веласкес (1) Вена (4) Венеция (14) Вентимилья (4) Верди (12) Вересаев (2) Вермеер (1) Верона (3) Вивальди (3) Винер (1) Виотти (1) Виссембург (1) Виченца (3) Вишневецкий (1) Волошин (1) Вольф (1) Г. Джеймс (1) Г. Манн (1) Г. Попов (2) Габричевский (1) Гаврилов (1) Гайдн (38) Гауди (3) Гегель (10) Гельдерлин (5) Гендель (6) Генуя (2) Германия (3) Гершкович (1) Гессе (2) Гете (19) Гизекинг (1) Гилельс (2) Глазунов (5) Гликман (2) Глинка (5) Глюк (14) Гоббема (1) Гоголь (2) Годар (1) Гойя (3) Гольденвейзер (1) Гораций (1) Горький (2) Гранада (1) Грац (4) Григ (1) Грюневальд (2) Губайдулина (2) Гульд (7) Гуссерль (1) Гюго (1) Д. Курляндский (1) Дали (1) Данте (1) даты (1) Дворжак (1) Дебарг (1) Дебюсси (8) Делиль (1) Делякруа (2) Денисов (4) Дж. Элиот (1) Джойс (8) Диккенс (1) дирижеры (12) дневник (34) Достоевский (17) Древний Египет (1) Дубровник (2) Дудинцев (1) ЖЖ (56) живопись (35) Завадский (1) Зальцбург (4) Зандерлинг (1) записи (1) записки (5) И. Гарин (1) И. Грекова (2) И.-Кр. Бах (2) Ибсен (1) Иоффе (1) Испания (47) история (11) Италия (73) К. Дэвис (3) К. Стамиц (2) К.Ф.Э. Бах (2) Кадис (2) Кальдара (1) Кант (3) Караян (1) Карлсруэ (1) Кафка (2) Кейдж (1) кино (9) Клементи (1) Козинцев (2) Коломенское (16) Кольмар (3) Кольридж (2) Кордова (3) Краус (2) Крипс (1) Л.Н. Гумилев (1) Ландовска (2) Левитан (1) Леонардо (7) Лермонтов (4) Лист (2) литература (20) личное (5) Локшин (3) Лортцинг (1) Лосев (3) Лувр (3) Луцкер и Сусидко (6) Люлли (1) Лютославский (5) Лядов (1) М. Гайдн (3) М. Юдина (6) Мадрид (7) Малага (1) Малер (19) Мандельштам (10) Маркс (2) математика (4) Маульбронн (1) мемории (4) Мендельсон (9) Мережковский (3) Мериме (2) Микеланджело (2) Милан (5) Мишель Фуко (1) модерн (1) мои увлечения (1) мой дом (2) Моне (1) Монтефиоре (1) Мопассан (1) Москва (4) Моцарт (252) Моцарт_инструментальные концерты (5) Моцарт_камерная музыка (16) Моцарт_клавир (23) Моцарт_клавирный концерт (33) Моцарт_метатема стиля (1) Моцарт_опера (67) Моцарт_письма (4) Моцарт_серенады (4) Моцарт_симфонии (25) Моцарт_скрипичные концерты (1) Моцарт_скрипичные сонаты (5) Моцарт_сочинения для органа (2) Моцарт_струнное трио (5) Моцарт_струнный квартет (41) Моцарт_струнный квинтет (9) Моцарт_фортепианное трио (2) Моцарт_фортепианный квартет (1) Моцарт_церковная музыка (17) моцартофобия (9) музыка (7) Муратов (1) Мусоргский (1) Мухина (1) Мыс Рока (1) Мысливечек (4) Мясковский (6) Н. Мандельштам (7) Н.И. Вавилов (1) Набоков (4) Наполеон (1) Неаполь (1) Нейгауз (4) нововенская школа (1) Олеша (1) опера (4) Орвьето (1) Островский (1) П. Мещеринов (1) Паизиелло (2) Палестрина (1) Параджанов (1) Париж (17) Пастернак (3) Пахельбель (1) Перголези (1) Петербург (12) Петефи (1) пианисты (16) Пиза (2) Пикассо (6) Пластов (1) Платон (8) Платонов (1) Плейель (1) Плисецкая (1) политика (7) Помпеи (1) Португалия (1) Посвятовска (1) поэзия (8) Прага (5) Прадо (1) Прокофьев (21) Пруст (9) Пуссен (1) путешествия (156) Пушкин (29) Пфицнер (2) Р. Роллан (3) Р. Штраус (3) работа (2) Равель (1) Равенна (1) Радклиф (1) Рамо (1) Раневская (2) Рафаэль (6) Рахманинов (2) РГГУ (1) Регер (3) Реймс (1) Рильке (1) Рим (17) Римский-Корсаков (2) Рихтер (31) Россини (4) Руан (1) Рублев (1) Русский музей (2) Рыбаков (1) С. Волков (2) С. Лем (1) С. Цвейг (4) С.Л. Франк (1) Сабанеев (1) Саква (1) Саламанка (2) Сальери (8) Сарагоса (4) Саути (1) Свифт (1) Севилья (11) Сеговия (4) семья (2) Сен Санс (1) Сенкевич (1) Сиена (2) Синявский (1) Скрябин (2) смешное (4) события (2) Соколов (3) Соллертинский (2) Спелло (1) Специя (1) Спиноза (2) СССР (1) Сталин (5) Стамбул (2) Стендаль (1) Стравинский (12) Страсбург (3) Стругацкие (1) Сурбаран (1) Т. Манн (15) Тагор (3) Танеев (6) Тарковский (4) Тёрнер (3) технические проблемы (6) Тимофеев-Ресовский (1) Толедо (3) Толстой (4) Трифонов (1) Тургенев (4) Турция (2) Тютчев (1) Уствольская (3) Фейхтвангер (2) Фет (2) философия (35) Финале Лигуре (5) Фишер-Дискау (2) Флейшман (1) Флоренция (15) форум (6) фотомимолетности (27) Франк (2) Франция (25) Хайдеггер (6) Хайдельберг (2) Хассе (4) Холст (1) Хорватия (2) Цветаева (3) Чайковский (33) Черчилль (1) Чехия (5) Чехов (5) Чимароза (1) Чичерин (24) Шартр (3) Шекспир (8) Шиллер (1) Шкловский (1) Шмидт (1) Шнитке (3) Шодерло де Лакло (1) Шопен (12) Шопенгауэр (11) Шостакович (72) Шоу (2) Шрекер (1) Шуберт (25) Шуман (5) Э. Лир (1) Э. Мане (1) Э. Неизвестный (1) Э. По (1) Эберлин (1) Эдгар По (1) Элиот (2) Энгельс (1) Эрмитаж (3) Эскуриал (2) эстетика (10) Ю. Герман (1) Ян Стамиц (1) Facebook (12) Porto Venere (1) youtube (1)

воскресенье, 6 декабря 2015 г.

Из старых записей (дневник 2002 г.)

19.03
Шуберт – Струнный квинтет C-dur, op. 163 («Доминант-квартет + В. Берлинский).
Невероятное, абсолютно гениальное сочинение. Я очень давно его не слушал, и теперь вижу, что совершенно не понимал его. Контрасты здесь – что-то вроде контраста двух картин Ван-Гога: «Виноградники в Арле» (см. также стихотворение Верхарна «Умереть») и «Пейзаж в Овере после дождя». Безумная жажда жизни и нездешний свет, свет-мрак, «пресветлый мрак или темнейший свет».


21.03
Моцарт – “Cosi fan tutte”
1)      №№1-12, 19-27 (Караян);
2)      полностью (Маккерас).

Я не собирался слушать целиком. Я хотел только прослушать некоторые фрагменты для лекции в понедельник. Но не мог бросить! Это чудо! Красота моцартовского мелоса – подлинно античное сращение (symbolon) человеческого и космического, божественного. Вопрошающие, трогательные движения души и нечеловеческая безупречная линия космической формы.
31.03
Гайдн – «Времена года» (Дж. Э. Гардинер).
O, Gott! Что это за вещь! Да простит меня Бог, но я подумал, что в традиционной полифонии Гайдн был органичнее Моцарта.
13.04
МоцартStreichtrio Es, K. 563 (А. Корсаков, М. Толпыго, Ф. Лузанов).
Недосягаемое произведение! Раньше меня подавлял беспощадный («неумолимая Венера»), но в то же время безнадежно хрупкий и зыбкий, космизм двух первых частей. Сейчас я воспринимаю всё органично. Это как у Пруста, а в музыке прежде всего у Шуберта, - все этажи жизни: от духовных созерцаний до бытовой песенки.
14.04
Моцарт – 39-я симф[ония] Es, K. 543 (В. Фуртвенглер)
Вот это исполнение! Единственное из трех, что я прослушал недавно [Мравинский, Л. Маазель], которое можно считать конгениальным самой вещи. Вторжение минора в Andante сделано жестко, по-шекспировски, трагическим. В финале можно услышать тему будущей g-moll’ной симфонии.
22.05
Вагнер – «Мейстерзингеры» (Караян).
Урывками, записывая с «Орфея». Я не хотел слушать и сперва был в раздражении: «Что еще выдумал этот старый осел Шоу, назвав это длинное и скучное сочинение «моцартовским садом мелодий»? Это удручающе примитивно по сравнению с Моцартом. Но потом, даже слушая между делом, не мог не подпасть под очарование этой музыки, и сейчас готов признать правоту Шоу. Но как же отсюда драли! И великие: Верди («Фальстаф»), Чайковский («Онегин»); вплоть до дешевой оперетты и Рих. Штрауса («Кавалер розы»). Но Дебюсси (и, кстати, наш Мусоргский) остались гениально независимы от этого гениального музыкального узурпатора.
A propos: если уж говорить о «моцартовском саде мелодий» в вагнеровской опере, то это сад, искусно взращенный в теплице г-на Мендельсона.


16 июня
На днях я перечитал начало «Воскресения» и был, словно в первый раз, поражен мощным излучением этой прозы. Вот воистину «фюзис» - властно восстающее (по Хайдеггеру). И музыка Моцарта – как проза Толстого. Нечто дающее сразу из источника (Гуссерль). «Похищение» и «Фигаро» - непревзойденные образцы моцартовской непосредственности.
28 июня
Вагнер – «Золото Рейна» (Г. фон Караян).
Конечно, это абсолютно гениально. Уж как я не хотел слушать, а музыка захватила. Но правильно заметил Маршал в «Мефисто»: Мефистофель – неотъемлемая часть немецкого национального характера. Вагнер – абсолютный гений, но в нем есть что-то дьявольское, бесчеловечное и темное, злое, мрачное.
И во фразах моцартовской Статуи есть нечто вагнеровское – особенно при неожиданном отклонении в Ges-dur.
4.07
Денисов – Симфония [№1] (Г. Рождественский).
В этот раз симфония Денисова поразила меня. Она вибрирует, словно огромное облако. В кульминации, в финале, в облаке образуется разрыв, в который устремляется поток ярких лучей. Разверзается бездна Света – как в 9-й Брукнера.
16.07
Моцарт – Клавирный концерт D-dur, K. 537 (В. Ландовска/В. Гер).
И сожаление встает из глуби вод.
Ассоциация с «Фигаро» представляется мне ложной. Вообще не вижу связи с какой-либо оперой тех лет, даже с Cosi fan tutte.
Но – гг. интерпретаторы! То, что нужно играть мощно и пламенно (характеристика самого Моцарта 1-го Allegro Хаффнер-симфонии) играют sotto voce и грациозно (1-е tutti).
18.07
Комментируя фразу Россини «Бетховен – величайший, Моцарт – единственный», Фр. Мориак пишет, что у Бетховена, Вагнера и др. мы находим выражение своих чувств, своих страстей. «Их страсти – наши страсти». У Моцарта этого нет. Те очень человечны, слишком человечны, тогда как Моцарт – божественное и играющее дитя. Мы приходим к нему в конце жизни в надежде обрести Эдем.
Несмотря на наивность мысли Мориака, в ней многое точно схвачено.
Музыка Бетховена и романтиков прежде всего, но даже и музыка Баха, Глюка, Гайдна и Вагнера, при всей ее космической грандиозности, идет от души. Ее неизменный центр – личность композитора. Мы это интуитивно схватываем, понимаем и принимаем. Именно потому, что эта музыка имеет источник в имманентном, но порывается и прорывается к трансцендентному. Моцарт же действительно в сравнении с ними может показаться холодным и даже пустым (я сам часто себя ловлю на этом сравнении). Претензии Ю. Кремлева по-человечески понятны. Он прямо высказал то, о чем большинство, загипнотизированное именем и атмосферой пошлого поклонения перед ним, стыдливо молчит.
В чем же тут дело? «В чем секрет Моцарта?» - вопрошает С. Рихтер, отвечая тут же самому себе: «Никакого ответа».
Действительно, тут нет никакого ответа с позиций строгого музыковедения. Тот, кто вдруг оказался захвачен феноменом Моцарта, может лишь описать свои переживания (как прав был Гуссерль, когда отмечал, что феноменология не теоретическая, а дескриптивная дисциплина!) – лучше всех это сделал Чичерин. И я чувствую, что музыка Моцарта идет не от души автора, а исходит из некоего таинственного центра, который мы часто не можем не то чтобы познать и схватить, а даже смутно почувствовать – в эти минуты моцартовская музыка кажется пустой и холодной.
Когда же вдруг этот Центр как бы осязаемо предстает перед нами,  мы подпадаем под власть силы поистине сверхчеловеческой. Когда находится дирижер, который первое d-moll’ное трезвучие в увертюре «Дон Жуана» не берет академически взвешенно, а с неистовой яростью обрушивает его на наши головы и уши, мы оказываемся во власти чего-то жуткого, необъяснимого и, вместе с тем, сладостного. Точно так же, как когда в потоке бури в g-moll’ной симфонии вдруг звучит ангельский смех. Музыка Моцарта и личность ее автора служат словно медиумами трансцендентного.
Что же до «детскости» Моцарта, то это неверное истолкование духовного феномена эльфичности, блистательно описанного Т. Манном в «Лотте», а также С. Рихтером в его комментарии к Cosi fan tutte. Но и термин «эльфичность» не вполне адекватен, так как отдает среднеевропейским романтизмом. Ближе к сути – эмпедокло-гёльдерлиновский демонизм, бес-судебность, бес-страдальность (Schicksallos). В музыкальном воплощении этого феномена Моцарт действительно единственный.
Главное отличие Моцарта от Глюка – не столько в звучании трагического d-moll’я (у Моцарта мощнее и яростнее, при надлежащем исполнении), сколько в оргиастическом моцартовском D-dur’е.
Моцарт – Клавирный концерт №12 A-dur, K. 414 (В. Деветци/Р. Баршай)
Этот концерт открывается мне как один из лучших. Переход от разработки к репризе в 1-й части – изумительнейший образчик моцартовского отстраняющего жеста: перед нами вдруг разверзается бездна, открывается фантастическая перспектива, но словно чья-то рука всё стирает, и возвращается наивная, ласковая, «детская» главная тема. Вообще тут много неожиданных потемнений: середина медленной части, конец финала. Моцарт как бы намекает на эту вторую  жизнь, что таится под покровом юности и красоты.
Тема средней части вполне могла бы оказаться в какой-нибудь бетховенской сонате – столько в ней свободы и серьезности (но нет, пожалуй, бетховенской резкости, суровости).

30.07
В «Хроматической фантазии» Баха развертывается подлинная битва за вертикаль, гармонию как гармонию Вселенной. Трансцендентальные импровизации-вопрошания многократно тормозятся резкими диссонансами, и только в самом конце звучит Ре мажорное трезвучие, «гармония во славу Господа и для услаждения души».
6.08
Вагнер – «Гибель богов»: финал от слов Гутруны “Siegfrid, Siegfrid, er schlagen!” (В. Фуртвенглер).
Тот, кто критиковал вокальную сторону вагнеровских опер, исходил из принципа, что пение – голос человеческой души. Но тут пение – не голос человека, а голос демона, сатира, стихии. В сущности, то же - у Моцарта, но у Моцарта в большей степени выявлен обычный человек, и его «распыление во всеобщем» только намечено, даже зашифровано. У Вагнера деперсонализация идет гораздо дальше, и, что особенно важно, он не боится обнажить жестокую бесчеловечность мифа. В мире не торжествует Добро; не торжествует и Зло, а торжествует «общий ход вещей», безразличный к Добру и Злу, в котором они снимаются, как в подлинном основании. Хаген сперва обманывает, затем убивает Зигфрида,  но и его топят русалки. Конечно, отдельные костры разума и светлого духа горят, но почти невозможно поверить в то, что они объединятся в едином вселенском огне, в котором сгорит цивилизация святых, принося себя в жертву будущему («Космология духа» Э.В. Ильенкова). Вселенский огонь – это тот, который изобразил Вагнер в финале тетралогии, огонь глобальной катастрофы. Теперь, в начале XXI века это легче понять, чем 100 лет назад.
14.08
Моцарт – «Дон Жуан», 2 акт (И. Крипс).
Ситуации и движения, физические и психические, изображены столь точно, что поневоле вспомнишь древних: вселенский эпос соединен с точностью «мелких» деталей. Едва ли позднейшая опера достигла такой всесторонней пластичности.
15.08
Глинка – Большой секстет Es для ф-но, контрабаса и струнного квартета, соч. 1832 г.
                 (А. Наседкин, Р. Габдуллин, Квартет им. Шостаковича).
1 ч. – благородный классицизм «Рыцарской песни» или финала 1 д. «Руслана»; 2 ч. навеяна «Семирамидой» Россини (ария Семирамиды с хором); финал близок романсу «О дева чудная моя». В целом, это блестящая салонная (без того, чтобы вкладывать в это слово негативный оттенок) пьеса отменного вкуса – в духе Мендельсона.
17.08
Моцарт – 26-й клавирный концерт (D, K. 537) (В. Ландовска/В. Гер).
Всё-таки проникают сюда отголоски «Дон Жуана»: вздохи донны Анны в ее большой F-dur’ной арии (как я сейчас понимаю, одной из лучших арий Моцарта вообще: эти трепетные фигуры скрипок и альтов!). Так и в Adagio h-moll проникают яростные возгласы мстителей: No! No, no, no!”
20.08
Стравинский – Симфонии духовых, Октет (А. Лазарев).
Когда музыку Стравинского называют интеллектуальной, то частный вид интеллектуальности – механистическую метафизику XVII века – хотят выдать за интеллектуальность как таковую. Я же только у Моцарта нахожу высший тип интеллектуальности – платоновско-гегелевский. В остальном доминирует аристотеле-картезио-канто-позитивистская интеллектуальность или голый сенсуализм.
23.08
Моцарт – Квартеты D (K. 575) и F (K. 590) (Квартет им. Шостаковича).
Только сегодня я понял, что F-dur’ный квартет – это Реквием!
Начало разработки 1-го Allegro соотносится с переходом от Confutatis к Lacrimosa («совершенно мистическим» - как замечает Чигарева). Здесь та же мистика, но мистика белых призраков, как на картине Борисова-Мусатова. А 2-я часть – поистине Lacrimosa. И опять возникает ритм смерти-сна-забвения [ритм в сцене пробуждения после мнимого отравления в Cosi]. Но что финал? Праздник (трагедия завершается дифирамбом) или рой светлых душ, которые, как написано в платоновском «Федре», вдруг видят занебесную область.
(См. «Федр», 247c, 248ab.)
24.08
Глинка – «Руслан и Людмила», 2 акт (К. Кондрашин).
«Руслан» у Глинки – то же, что «Пеллеас» у Дебюсси. Конечно, это самое великое, что он создал. Такого благородства и естественности вокальной интонации вкупе с богатейшим симфонизмом нет ни  в одной русской опере (не исключая Чайковского и Мусоргского).
29.08
Барток – 5-й струнный квартет (Такач-квартет, 1995).
Но, боже мой, какая скука!
Шуман – Фантазия (Ан. Ведерников).

Компенсация за Бартока. Это чудо-сочинение! Музыка, которая не пилит, не воет, не стучит, как молоток при забивании гвоздей, а поет и трепещет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий