Ярлыки

"Коммерсант" (1) 18 век (23) 1948 (1) 20 век (6) 28 октября (1) А. Герман (1) А. Иванов (2) А. Кузнецов (1) А. Михайлов (2) Аберт (6) Австрия (9) Авторханов (1) Адриан (2) Акутагава (3) Альберт Эйнштейн (2) Альфред Эйнштейн (8) Аристотель (2) Аррау (1) архив (1) Ассизи (1) аутентизм (4) Ахматова (15) Б. Вальтер (2) Б. Иоффе (1) Б. Слуцкий (1) Б.С. Ямпольский (1) Бадура-Скода (1) Байрон (3) Бакхилид (1) Бальзак (1) Барселона (9) Барток (4) Баршай (4) Бах (23) Беллини (1) Берберова (1) Берг (5) Бергман (2) Бердяев (2) Берлиоз (4) Бёрнс (1) Бетховен (80) Библия (2) Бизе (2) Блок (4) Бодлер (6) Боккерини (1) Болонья (3) Борисов-Мусатов (1) Босх (1) Брамс (23) Бриттен (2) Бродский (4) Брукнер (20) Брюсов (2) Булгаков (3) Бургос (5) В. Вулф (1) В. Скотт (1) Вагнер (32) Вайнберг (4) Валенсия (2) Ван-Гог (2) Васильев (1) Ватикан (2) Вебер (1) Веберн (6) Веласкес (1) Вена (4) Венеция (14) Вентимилья (4) Верди (15) Вересаев (2) Вермеер (1) Верона (3) Вивальди (3) Винер (1) Виотти (1) Виссембург (1) Виченца (3) Вишневецкий (1) Волошин (1) Вольф (1) Г. Джеймс (1) Г. Манн (1) Г. Попов (2) Габричевский (1) Гаврилов (1) Гайдн (39) Гауди (3) Гегель (10) Гельдерлин (5) Гендель (7) Генуя (2) Германия (3) Гершкович (1) Гессе (2) Гете (20) Гизекинг (1) Гилельс (2) Глазунов (5) Гликман (2) Глинка (6) Глюк (16) Гоббема (1) Гоголь (2) Годар (1) Гойя (3) Гольденвейзер (1) Гораций (1) Горький (2) Гранада (1) Грац (4) Григ (1) Грюневальд (2) Губайдулина (2) Гульд (7) Гуссерль (1) Гюго (1) Д. Курляндский (1) Дали (1) Данте (1) даты (2) Дворжак (1) Дебарг (1) Дебюсси (8) Делиль (1) Делякруа (2) Денисов (4) Дж. Элиот (1) Джойс (8) Диккенс (1) дирижеры (12) дневник (35) Достоевский (18) Древний Египет (1) Дубровник (2) Дудинцев (1) ЖЖ (59) живопись (35) Завадский (1) Зальцбург (4) заметки для себя (1) Зандерлинг (1) записи (1) записки (5) И. Гарин (1) И. Грекова (2) И.-Кр. Бах (2) Ибсен (1) Иоффе (1) Испания (47) история (11) Италия (73) К. Дэвис (3) К. Стамиц (2) К.Ф.Э. Бах (2) Кадис (2) Кальдара (1) Кант (3) Караян (1) Карлсруэ (1) Кафка (2) Кейдж (1) кино (12) Клементи (1) Клемперер (1) Козинцев (2) Коломенское (16) Кольмар (3) Кольридж (2) Кордова (3) Краус (2) Крипс (1) Л.Н. Гумилев (1) Ландовска (2) Ларошфуко (1) Левитан (1) Леонардо (7) Лермонтов (4) Лист (2) литература (20) личное (5) Локшин (3) Лортцинг (1) Лосев (3) Лувр (3) Луцкер и Сусидко (7) Люлли (1) Лютославский (5) Лядов (1) М. Гайдн (3) М. Юдина (6) Мадрид (7) Малага (1) Малер (19) Мандельштам (11) Маркс (2) математика (4) Маульбронн (1) мемории (4) Мендельсон (9) Мережковский (3) Мериме (2) Микеланджело (2) Милан (5) Мишель Фуко (1) модерн (1) мои увлечения (1) мой дом (2) Моне (1) Монтефиоре (1) Мопассан (1) Москва (4) Моцарт (266) Моцарт_инструментальные концерты (5) Моцарт_камерная музыка (16) Моцарт_клавир (25) Моцарт_клавирный концерт (34) Моцарт_концертные арии (1) Моцарт_метатема стиля (1) Моцарт_опера (75) Моцарт_письма (5) Моцарт_серенады (4) Моцарт_симфонии (26) Моцарт_скрипичные концерты (1) Моцарт_скрипичные сонаты (5) Моцарт_сочинения для органа (2) Моцарт_струнное трио (5) Моцарт_струнный квартет (41) Моцарт_струнный квинтет (10) Моцарт_фортепианное трио (2) Моцарт_фортепианный квартет (1) Моцарт_церковная музыка (18) моцартофобия (9) музыка (7) музыковедение (1) Муратов (1) Мусоргский (3) Мухина (1) Мыс Рока (1) Мысливечек (4) Мясковский (6) Н. Мандельштам (7) Н.И. Вавилов (1) Набоков (4) Наполеон (1) Неаполь (1) Нейгауз (4) нововенская школа (1) Олеша (1) опера (4) Орвьето (1) Островский (1) П. Мещеринов (1) Паизиелло (3) Палестрина (1) Параджанов (1) Париж (17) Пастернак (4) Пахельбель (1) Перголези (2) Петербург (13) Петефи (1) пианисты (16) Пиза (2) Пикассо (6) Пластов (1) Платон (8) Платонов (1) Плейель (1) Плисецкая (2) политика (7) Помпеи (1) Португалия (1) Посвятовска (1) поэзия (8) Прага (5) Прадо (1) Прокофьев (23) Пруст (9) Псков (1) Пуссен (1) путешествия (156) Пушкин (30) Пфицнер (2) Р. Роллан (3) Р. Штраус (4) работа (2) Равель (2) Равенна (1) Радклиф (1) Рамо (1) Раневская (2) Рафаэль (6) Рахманинов (2) РГГУ (1) Регер (3) Реймс (1) Рембрандт (1) Рильке (1) Рим (17) Римский-Корсаков (3) Рихтер (32) Россини (6) Руан (1) Рублев (1) Русский музей (2) Рыбаков (1) С. Волков (3) С. Лем (1) С. Цвейг (4) С.Л. Франк (1) Сабанеев (1) Саква (1) Саламанка (2) Сальери (8) Сарагоса (4) Саути (1) Свифт (1) Севилья (11) Сеговия (4) семья (2) Сен Санс (1) Сенкевич (1) Сиена (2) Синявский (1) Скрябин (2) смешное (4) события (3) Соколов (3) Соллертинский (3) Спелло (1) Специя (1) Спиноза (2) СССР (1) Сталин (5) Стамбул (2) Стендаль (1) Стравинский (15) Страсбург (3) Стругацкие (2) Сурбаран (1) Т. Манн (15) Тагор (3) Танеев (7) Тарковский (6) Тёрнер (3) технические проблемы (6) Тимофеев-Ресовский (1) Толедо (3) Толстой (4) Трифонов (1) Тургенев (5) Турция (2) Тютчев (1) Уствольская (3) Фейхтвангер (2) Фет (2) философия (36) Финале Лигуре (5) Фишер-Дискау (2) Флейшман (1) Флоренция (15) форум (6) фотомимолетности (27) Франк (2) Франция (25) Х. Арендт (1) Хайдеггер (7) Хайдельберг (2) Хассе (4) Холст (1) Хорватия (2) Цветаева (3) Цымбал (1) Чайковский (35) Черчилль (1) Чехия (5) Чехов (5) Чимароза (1) Чичерин (25) Шартр (3) Шекспир (9) Шиллер (1) Шкловский (1) Шмидт (1) Шнитке (3) Шодерло де Лакло (1) Шопен (13) Шопенгауэр (11) Шостакович (80) Шоу (2) Шрекер (1) Шуберт (26) Шуман (5) Щедрин (1) Э. Лир (1) Э. Мане (1) Э. Неизвестный (1) Э. По (1) Эберлин (1) Эдгар По (1) Элиот (2) Энгельс (1) Эрмитаж (4) Эскуриал (2) эстетика (10) Ю. Анненков (1) Ю. Герман (1) Ян Стамиц (1) Facebook (13) Porto Venere (1) youtube (5)

пятница, 18 декабря 2015 г.

Из старых записей

Публикуя эти заметки, я должен предупредить, что сейчас я далеко не во всём согласен сам с собой.

Вариации на тему Диабелли. Вдруг посреди этой ученой шутки, этой jeau d’esprit, не переводимой на язык слов, возникает трогательная жалоба (вариация 29 в до миноре), которая постепенно превращается в некую мистическую песнь отречения (если Т. Манн усматривал в вариациях 32 сонаты прощание с сонатой, то здесь можно усмотреть прощание с фортепьяно, хотя все это - домыслы), а после фуги - менуэт: парики и приседания, но из залы дверь ведет в Никуда.
                                   Then to the element!
                                   Be free and fare thou well

(Видения XVIII века у позднего Бетховена, начиная с Восьмой симфонии и кончая 16-ым квартетом).
                                                                                              19 декабря 1992 г.



 ***
Месса c-moll Моцарта - по-видимому, творческая неудача, опыт вроде переложения баховских фуг.
            Можно перенять баховскую технику, но не баховское мировоззрение. Полифония Баха  есть глубочайшее, грандиозное мировоззрение.
            Истинно моцартовская религиозность (религиозность мятущейся, разорванной личности) - это Vesprae solennes (K. 339) и Реквием, но более всего, пожалуй, это дионисийская литургия в финале «Дон-Жуана», хор жрецов D-dur в «Волшебной флейте», «Масонская траурная музыка», «Ave verum».
            Стихия Моцарта - не сила, не исполинские размеры, не истовая, не знающая сомнений религиозность, а легкость, загадочность. Телесность и чувственность до мучительного сладострастия, до беспомощной истомы, и - бесплотность, «разреженность», идеальность. Его сущность - раскол, схизма, кричащая антиномия (но не забудем о триадном строении антиномии: тезис - антитезис - синтезис).
                                                                                                  
***
В Kyrie Мессы c-moll Моцарта поразителен «страх и трепет». Te Deum и сошествие во Ад. В Gloria есть еле заметная ирония. Qui tolis, по поводу которого «булькают» гг. Музыковеды, как раз кажется мне неудачным и исполненным внешнего псевдобахо-генделевского пафоса. Так иногда Леонардо, желая доказать окружающим, что он не хуже Микельанджело способен на выражение силы и мощи, писал остервенелые рожи воинов. Но фуга Cum sancto spiritu поразительна. По структуре она похожа на фугу cis из 1-ого тома [W. Kl.], а по духу предвосхищает финал «Юпитера». В сущности, «Юпитер» - это симфония-месса, симфония-Te Deum, симфония-Magnificat, но без пения.
                                                                                                 Январь 1997
***
Вагнеровский «Парсифаль» впервые в полной мере возрождает дух «Страстей» Баха, тот дух средневекового немецкого христианства, который я только чувствую и не могу, разумеется, привести по этому поводу никаких логических аргументов.
            Конечно, можно было бы в связи с баховскими «Пассионами» вспомнить и «Волшебную флейту», если бы не ее подчеркнуто нехристианский характер. Отношение Моцарта к христианству вообще было столь сложно, что многими и не осознается. Здесь есть тайна. Его религиозный порыв полон демонизма, в нем скрыто что-то темное, как бы он ни пытался играть роль благочестивого христианина. Если это и благочестие, то демоническое, как у Адриана Леверкюна. То обстоятельство, что Моцарт не был гением христианства, усложняет отношение к нему и ведет к непониманию его музыки. Интересно, что марксист Чичерин трактует Моцарта в духе русской религиозной философии, окрашенной ницщеанством.
                                                                                              2 мая 1999 г.

***
Демоническое благочестие Моцарта происходит от столкновения («сшибки») в его личности двух культурных традиций: античности, глубочайшим образом усвоенной, не созерцательно-эстетически, а мифически - как Гельдерлином, не через французский придворный классицизм, не через Глюка, не через рококо, а прямо, как бы непосредственно от греков[1]; и католического воспитания. Ни Бах, ни Бетховен, ни Брукнер не знали такой разорванности.
            Это же проблематика джойсовского «Улисса», фильмов Феллини (прежде всего «81/2»). Карнавал как точка столкновения христианства и язычества. В нашей литературе это в максимальной степени выражено Достоевским.
                                                                                              9 - 13 дек. 1996 г.




[1] Не следует недооценивать влияния Глюка и культуры рококо на Моцарта. Об опере Cosi fan tutte можно сказать буквально то же самое, что говорил Т. Манн о второй части гетевского «Фауста»: «Вот бы задача для Вас - написать о гетевском образе Елены: есть что-то совершенно уникальное и обаятельно недозволенное в том, как античность смешана в нем с элементами рококо и галантности». (Письмо К. Кереньи от 6 дек. 1938 г.)
    Сопоставление «Моцарт - Ватто» вовсе не так нелепо, как пишет Чичерин. Что же касается Глюка, то его «Орфей» преследовал Моцарта всю жизнь.
     Но за всем этим более или менее внешним слоем содержится гельдерлиновски-ницшевская Греция, угадывается «безумный» эллинизм гораздо более поздней эпохи. Вот почему работа Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» кажется иногда комментарием к «Дон-Жуану», а вторым эллинистом в музыке после Моцарта представляется Скрябин. В этом же ряду - эллинизм Мандельштама, Цветаевой, Рильке. Конечно, пробиться к этим ассоциациям сквозь ширму 18 века очень трудно. - Примечание 3.05.99

***
Гайдн - это золотая середина, это мера венского классического стиля как стиля не только лишь музыкального, но стиля духовного, стиля эпохи Просвещения. У Моцарта и Бетховена мы наблюдаем маргинальные отклонения в рамках этого стиля. У Моцарта они носят скорее внемузыкальный характер (к древним грекам, Гельдерлину etc.), Бетховен в поздних квартетах музыкально предвосхищает поздний романтизм. Музыка Гайдна - это эталон интонаций, форм и самого духа венской классики как музыкальной парадигмы Просвещения.
                                                                                              Ноябрь - декабрь 1997 г.

***
Философия Гегеля - трагическая и демоническая. Его монизм не оставляет никаких иллюзий. Идея, словно гигантский паук, все затаскивает в свою паутину. Дуализм Канта спасителен и утешителен: он оставляет в неприкосновенности некую грань, за которую можно уложить все наши надежды на чудо. Человек очень любит границу. Безграничное внушает ему ужас. Философия Канта преодолевает ужас безграничного идеей Возвышенного. Гегелевская же Идея сметает все преграды, даже преграду собственной абсолютности, ибо Абсолют постоянно разбивается и вновь собирается в истории конечного духа и в личной истории каждого конкретного духа. Восхваление Гегелем прусского государства - та же уловка, что и «христианнейший» финал гетевского «Фауста». Это уступка (чтобы отвязались) духу и гению христианства. Гегель, как Моцарт и Гете, в сущности, в своей демонической отрицательности, совершенно чужд христианству, по крайней мере, в его канонической, благочестивой трактовке. Даже Бетховен, не говоря уж о Бахе, был в гораздо большей мере христианином. Причудливое христианство Достоевского, его глубочайшая диалектика святости и преступности, делает именно его близким Моцарту, Гете и Гегелю.
                                                                                              29 ноября 1999 г.

***
Девятая симфония Брукнера - мистическое богословие, принявшее форму симфонии. Если бы Блаженный Августин, или Майстер Экхарт, или Якоб Беме, или тот же Николай, кардинал из Кузы, писали музыку и жили во второй половине 19 века, они писали бы брукнеровские симфонии. Прежде всего, конечно, Девятая. Не передаваемый словами дух немецкой религиозной мистики, который я слышу в «Страстях» Баха, в вагнеровском «Парсифале», затем у Малера (кстати, весь Малер заключен в Девятой Брукнера). В свете этого понимания интерпретация Соллертинского кажется уже весьма поверхностной (хоть и блестящей). Единственное, что заслуживает внимания - ассоциация с дантовским «Раем». В моих же ушах симфония явилась сама собой при чтении книги С. Франка «Реальность и человек» - модернизированного варианта мистического богословия. Но от мистики никуда не денешься: и частная жизнь, и история насквозь мистичны, нет случайностей, а только «письмена Бога» - как в романах Достоевского. И мистика моего случайного Я - это мистика воплощения во мне Бога, именно во мне, а ни в ком другом. Только так можно объяснить чудо совпадения данного тела со стихией духовного, из недр которого и появляюсь Я - как золотая отливка в платоновском «Тимее».
                                                                                              12 декабря 1999 г.
 ***
 Бетховен продолжает, в основном, традиции гайдновско-глюковского трагизма: Личность и Рок. Чисто бетховенское - героическое распространение «Я» по Вселенной. Отсюда - прямой путь к романтикам, к Вагнеру, в особенности.
Философия моцартовской музыки гораздо сложнее, богаче и запутаннее. Трагедия Рока есть и у него, но не главное (и здесь как раз, в таких вещах как Фантазия и Соната c-moll, он наиболее традиционен). Его стихия - это спокойный, веселый полет души к высшим сферам Космоса, где истончается материя, и царствует Ум-Перводвигатель:
                             
                              Холодное, чистое, легкое пламя
                              Победы моей над судьбой.

 Но души не аскетической, а любящей, вожделеющей; через вожделение она познает красоту бытия. Особенно, в «Cosi fan tutte» - от безразличных, мятущихся стихий к порядку и пластике. Вместе с тем - от эгоизма души к ее сгоранию во Вселенском Огне, в Едином.
                                                                                        28 дек. 1980
***
По поводу Большой фуги (op. 133):

Почему он пишет: 
<две слигованные восьмушки>?

Чтобы показать, как из этой немоты ("И если зажмут мой измученный рот...") рождается интонация?
Или чтобы в конце, во всеохватывающих лигах, показать великую Немоту Универсума?
                                                                                                                21 марта 2001

Комментариев нет:

Отправить комментарий