Ярлыки

"Коммерсант" (1) 18 век (23) 1948 (1) 20 век (6) 28 октября (1) А. Герман (1) А. Иванов (2) А. Кузнецов (1) А. Михайлов (2) Аберт (6) Австрия (9) Авторханов (1) Адриан (2) Акутагава (3) Альберт Эйнштейн (2) Альфред Эйнштейн (8) Аристотель (2) Аррау (1) архив (1) Ассизи (1) аутентизм (4) Ахматова (15) Б. Вальтер (2) Б. Иоффе (1) Б. Слуцкий (1) Б.С. Ямпольский (1) Бадура-Скода (1) Байрон (3) Бакхилид (1) Бальзак (1) Барселона (9) Барток (4) Баршай (4) Бах (23) Беллини (1) Берберова (1) Берг (5) Бергман (2) Бердяев (2) Берлиоз (4) Бёрнс (1) Бетховен (80) Библия (2) Бизе (2) Блок (4) Бодлер (6) Боккерини (1) Болонья (3) Борисов-Мусатов (1) Босх (1) Брамс (23) Бриттен (2) Бродский (4) Брукнер (20) Брюсов (2) Булгаков (3) Бургос (5) В. Вулф (1) В. Скотт (1) Вагнер (32) Вайнберг (4) Валенсия (2) Ван-Гог (2) Васильев (1) Ватикан (2) Вебер (1) Веберн (6) Веласкес (1) Вена (4) Венеция (14) Вентимилья (4) Верди (15) Вересаев (2) Вермеер (1) Верона (3) Вивальди (3) Винер (1) Виотти (1) Виссембург (1) Виченца (3) Вишневецкий (1) Волошин (1) Вольф (1) Г. Джеймс (1) Г. Манн (1) Г. Попов (2) Габричевский (1) Гаврилов (1) Гайдн (39) Гауди (3) Гегель (10) Гельдерлин (5) Гендель (7) Генуя (2) Германия (3) Гершкович (1) Гессе (2) Гете (20) Гизекинг (1) Гилельс (2) Глазунов (5) Гликман (2) Глинка (6) Глюк (16) Гоббема (1) Гоголь (2) Годар (1) Гойя (3) Гольденвейзер (1) Гораций (1) Горький (2) Гранада (1) Грац (4) Григ (1) Грюневальд (2) Губайдулина (2) Гульд (7) Гуссерль (1) Гюго (1) Д. Курляндский (1) Дали (1) Данте (1) даты (2) Дворжак (1) Дебарг (1) Дебюсси (8) Делиль (1) Делякруа (2) Денисов (4) Дж. Элиот (1) Джойс (8) Диккенс (1) дирижеры (12) дневник (35) Достоевский (18) Древний Египет (1) Дубровник (2) Дудинцев (1) ЖЖ (59) живопись (35) Завадский (1) Зальцбург (4) заметки для себя (1) Зандерлинг (1) записи (1) записки (5) И. Гарин (1) И. Грекова (2) И.-Кр. Бах (2) Ибсен (1) Иоффе (1) Испания (47) история (11) Италия (73) К. Дэвис (3) К. Стамиц (2) К.Ф.Э. Бах (2) Кадис (2) Кальдара (1) Кант (3) Караян (1) Карлсруэ (1) Кафка (2) Кейдж (1) кино (12) Клементи (1) Клемперер (1) Козинцев (2) Коломенское (16) Кольмар (3) Кольридж (2) Кордова (3) Краус (2) Крипс (1) Л.Н. Гумилев (1) Ландовска (2) Ларошфуко (1) Левитан (1) Леонардо (7) Лермонтов (4) Лист (2) литература (20) личное (5) Локшин (3) Лортцинг (1) Лосев (3) Лувр (3) Луцкер и Сусидко (7) Люлли (1) Лютославский (5) Лядов (1) М. Гайдн (3) М. Юдина (6) Мадрид (7) Малага (1) Малер (19) Мандельштам (11) Маркс (2) математика (4) Маульбронн (1) мемории (4) Мендельсон (9) Мережковский (3) Мериме (2) Микеланджело (2) Милан (5) Мишель Фуко (1) модерн (1) мои увлечения (1) мой дом (2) Моне (1) Монтефиоре (1) Мопассан (1) Москва (4) Моцарт (266) Моцарт_инструментальные концерты (5) Моцарт_камерная музыка (16) Моцарт_клавир (25) Моцарт_клавирный концерт (34) Моцарт_концертные арии (1) Моцарт_метатема стиля (1) Моцарт_опера (75) Моцарт_письма (5) Моцарт_серенады (4) Моцарт_симфонии (26) Моцарт_скрипичные концерты (1) Моцарт_скрипичные сонаты (5) Моцарт_сочинения для органа (2) Моцарт_струнное трио (5) Моцарт_струнный квартет (41) Моцарт_струнный квинтет (10) Моцарт_фортепианное трио (2) Моцарт_фортепианный квартет (1) Моцарт_церковная музыка (18) моцартофобия (9) музыка (7) музыковедение (1) Муратов (1) Мусоргский (3) Мухина (1) Мыс Рока (1) Мысливечек (4) Мясковский (6) Н. Мандельштам (7) Н.И. Вавилов (1) Набоков (4) Наполеон (1) Неаполь (1) Нейгауз (4) нововенская школа (1) Олеша (1) опера (4) Орвьето (1) Островский (1) П. Мещеринов (1) Паизиелло (3) Палестрина (1) Параджанов (1) Париж (17) Пастернак (4) Пахельбель (1) Перголези (2) Петербург (13) Петефи (1) пианисты (16) Пиза (2) Пикассо (6) Пластов (1) Платон (8) Платонов (1) Плейель (1) Плисецкая (2) политика (7) Помпеи (1) Португалия (1) Посвятовска (1) поэзия (8) Прага (5) Прадо (1) Прокофьев (23) Пруст (9) Псков (1) Пуссен (1) путешествия (156) Пушкин (30) Пфицнер (2) Р. Роллан (3) Р. Штраус (4) работа (2) Равель (2) Равенна (1) Радклиф (1) Рамо (1) Раневская (2) Рафаэль (6) Рахманинов (2) РГГУ (1) Регер (3) Реймс (1) Рембрандт (1) Рильке (1) Рим (17) Римский-Корсаков (3) Рихтер (32) Россини (6) Руан (1) Рублев (1) Русский музей (2) Рыбаков (1) С. Волков (3) С. Лем (1) С. Цвейг (4) С.Л. Франк (1) Сабанеев (1) Саква (1) Саламанка (2) Сальери (8) Сарагоса (4) Саути (1) Свифт (1) Севилья (11) Сеговия (4) семья (2) Сен Санс (1) Сенкевич (1) Сиена (2) Синявский (1) Скрябин (2) смешное (4) события (3) Соколов (3) Соллертинский (3) Спелло (1) Специя (1) Спиноза (2) СССР (1) Сталин (5) Стамбул (2) Стендаль (1) Стравинский (15) Страсбург (3) Стругацкие (2) Сурбаран (1) Т. Манн (15) Тагор (3) Танеев (7) Тарковский (6) Тёрнер (3) технические проблемы (6) Тимофеев-Ресовский (1) Толедо (3) Толстой (4) Трифонов (1) Тургенев (5) Турция (2) Тютчев (1) Уствольская (3) Фейхтвангер (2) Фет (2) философия (36) Финале Лигуре (5) Фишер-Дискау (2) Флейшман (1) Флоренция (15) форум (6) фотомимолетности (27) Франк (2) Франция (25) Х. Арендт (1) Хайдеггер (7) Хайдельберг (2) Хассе (4) Холст (1) Хорватия (2) Цветаева (3) Цымбал (1) Чайковский (35) Черчилль (1) Чехия (5) Чехов (5) Чимароза (1) Чичерин (25) Шартр (3) Шекспир (9) Шиллер (1) Шкловский (1) Шмидт (1) Шнитке (3) Шодерло де Лакло (1) Шопен (13) Шопенгауэр (11) Шостакович (80) Шоу (2) Шрекер (1) Шуберт (26) Шуман (5) Щедрин (1) Э. Лир (1) Э. Мане (1) Э. Неизвестный (1) Э. По (1) Эберлин (1) Эдгар По (1) Элиот (2) Энгельс (1) Эрмитаж (4) Эскуриал (2) эстетика (10) Ю. Анненков (1) Ю. Герман (1) Ян Стамиц (1) Facebook (13) Porto Venere (1) youtube (5)

вторник, 26 января 2016 г.

260

Завтра исполняется 260 лет со Дня Рождения Вольфганга Амадея Моцарта, моего самого любимого композитора, Первого Номера в музыке для меня.
Завтра у меня будет трудный день и вряд ли я успею что-то тут написать (хотя послушать что-то всё же надеюсь). Поэтому в честь События пишу сегодня. Надеюсь, что Мастер, пребывающий на небесах, не будет на меня в обиде.

Во-первых, приведу некоторые цитаты из книги Чичерина, которая в свое время (в конце 1970 г.) перевернула мое представление о Моцарте. Не сразу, но после определенного опыта собственного исполнения его сочинений.
"В своем двухтомном труде о Рихарде Штраусе Шпехт говорит по поводу "Ариадны", что у Штрауса простота моцартофильского периода внутренне сложнее прежней внешней сложности: "Какая тончайшая одухотворенность и музыкальная расточительность отличают кажущуюся простоту этого стиля, обусловленного "возвратом" к тональности, к замкнутым формам, к членораздельной мелодике". И тут же Шпехт прибавляет: "Моцарт гораздо сложнее Вагнера (и Штрауса)"...
***
У нас пишут о "прозрачности" и "легкости" Моцарта, между тем эта "прозрачность" и "легкость" - внешняя, как у Пушкина, кажущаяся, а в ней заключается (вспомним выражения Мерсмана) "величайшая значительность и полнота... Легкой рукой он прикасается к вещам, и они получают совершенное выражение".
***
"Моцарт самый  малодоступный, самый скрытый, самый эзотерический из композиторов. Кто не сидел специально и долго над Моцартом, кто в него упорно не вдумывался, с тем разговаривать о Моцарте - как со слепым о красках. Загадочности всей его личности, скрывавшейся под личиной грубого балагурства и смешных шуток свои неизведанные глубины, соответствует загадочность его музыки: чем больше в нее вникаешь, тем больше видишь, как мало еще понял ее".
(Стр. 70 по 5-му изд.)

Чичерин цитирует Паумгартнера:
"Творения Моцарта охватывают весь круг возвысившейся человечности... Взор свободно охватывает дали... Но вс всем отдаленном и постижимом поднимается сладостное дыхание творящей жизни".
И далее комментарий Чичерина:
"Прекрасно, прекрасно! Это именно Моцарт! Сладостное предвкушение конца... и кубок жизни, космизм и реальная жизнь, "отдаленное и постижимое", соки земли, чувственность, эротизм и безграничные горизонты, и самое близкое и самое далекое, и конкретная человеческая личность в самой острой ясности, и неизведанные глубины неразрешенной загадочности, "загадки глубин" и неисчерпаемый источник энергии к реальной работе, универсальность и органическое единство в прекрасном. Поэтому так мало доступен Моцарт в своей глубине, но кто над ним посидел и поработал, кто испытал его чары, его сладость и загадочность, тому от него не оторваться".
(Стр. 87.)

Не оторваться, точно. По себе знаю.



И еще один старый текст собственного сочинения хочу тут поместить. В нем изложена, т.с., "история вопроса", т.е., история, как я "подсел" (как сейчас принято говорить) на Моцарта.

Мои увлечения

В детстве (1963 - 1968 гг.) моими кумирами были Бетховен, Вагнер, Чайковский и, несколько позже, Брукнер. Это был своего рода культ силы и выражения. В раннем детстве я также очень увлекался Бахом и Генделем, но сейчас вижу, что увлекался я не именно этими мастерами, а ритмом и общим тонусом музыки  XVII - начала XVIII веков.
1969 год - год «открытия» Шостаковича. Постепенно он вытеснил всех моих кумиров (Бетховена, может быть, в наименьшей степени) и владел мной безраздельно где-то до 1972 г. Следы этого увлечения остались и сейчас, хотя, честно говоря, только одно сочинение Шостаковича действует на меня теперь так же сильно, как десять лет назад вся его музыка - Второй виолончельный концерт.
К литературе и живописи я не проявлял особого интереса и, между прочим, Шостаковичу я обязан очередным «открытием» - на сей раз я «открыл» Блока. Блок привел меня к Пушкину, правда, не сразу. Об этом речь впереди. Самое мощное впечатление тех лет от литературы - гетевский «Фауст» в переводе Б. Пастернака, особенно, вторая часть.
В начале 1971 года я купил книгу Чичерина «Моцарт». Надо сказать, что сперва я отнесся к ней скептически. Мне было обидно за моего кумира Бетховена, который там иногда несколько третируется. Перелом наступил в 1972 г., больше, чем год спустя, когда я, играя моцартовское Adagio h-moll, вдруг на себе почувствовал всю силу чичеринских аргументов. С  этого дня началось мое «безумное» увлечение Моцартом, которое очень скоро смело всех моих кумиров, а книга Чичерина стала «Евангелием от Чичерина».
Говорят, что не может быть Абсолюта. Но кто же будет спорить, что после долгого созерцания картин Леонардо переход к полотнам других мастеров, пусть величайших, пусть Рембрандта, вызывает некое тайное сожаление, и все кажется плоским? Примерно так обстоит дело и с Моцартом.
Случайно оказалось, что Моцарта я открывал одновременно с Достоевским. Это давало мне повод для необоснованных субъективных сопоставлений их друг с другом, тем более, что после Достоевского мне трудно было читать кого-нибудь другого, кроме, быть может, Т. Манна.
Помню, что «Неточку Незванову» я читал под аккомпанемент  первого финала «Cosi fan tutte», более точно, постоянно звучавшего во мне фрагмента, когда на словах «Dei, che cimento e questo!» на последнем слове вступают медные - первый раз на доминантсептаккорде, а второй - глубже и загадочнее - на Es-dur’ном трезвучии.
Когда я несколько дней спустя с Анечкой в Театре на Малой Бронной (это был январь 1973 г., студенческие каникулы) смотрел «Брата Алешу», то в диалогах и сценах постоянно слышал моцартовские оперные ансамбли. Читая первые главы «Подростка» об обольщении Версиловым матери Аркадия, слышал в себе и играл потом вступление к увертюре «Дон-Жуана». Загадочность людей и сцен, тайная подземная сила, которая охватывает собеседников у Достоевского - все это казалось мне (и кажется сейчас!) очень родственным, прямо-таки братским, лучшим оперным сценам Моцарта (прежде всего, «Дон-Жуана» и «Cosi fan tutte»).
Романы Достоевского и оперы Моцарта вселили в меня идею красоты и гармонии, но не как понятий человека, оценивающего искусство, а как понятий самого искусства, объектов искусства.
Только после всего этого я, наконец, добрался до Пушкина. Кульминацией моих пушкинских изучений было прослеживание в его вещах «мефистофельской» проблематики (1973 - 74 гг.). Постепенно задача расширялась и превратилась в параллельное чтение его писем, дневников, статей и поэм, прозы, стихов, драм. Таким образом я на себе убедился в правоте слов самого Пушкина, что нет занятия более увлекательного, чем следовать за мыслями великого человека.
Пушкин, как и Моцарт, - центр моего внутреннего мира. Это не значит, что в нем действуют только центростремительные силы - центробежные тоже бывают весьма сильны, - но центр всегда остается центром.
Начиная с 1976 года, у меня возникли два очень сильных и согласных друг с другом, пожалуй, центробежных, увлечения - Чеховым и Шопеном.
Чеховым я увлекся потому, что сначала учился у него (скорее бессознательно впитывая его прозу, чем сознательно ее изучая), как нужно писать по-русски - я тогда очень мучился со своей первой серьезной научной статьей, и «слог» давался мне трудно. Постепенно эта прагматическая основа была преодолена, и Чехов захватил меня сам по себе. Последние четыре года я постоянно читаю и перечитываю его. Музыкальным воплощением чеховского мира стал Шопен, но и он покорил меня затем и сам по себе, независимо от Чехова. Возможно, тут сказалась моя склонность к меланхолии, но слово «меланхолия» неточно и даже вульгарно по отношению к Чехову и Шопену. Скорее здесь какая-то захватывающая тоска - в этих мелодиях виолончельного регистра; или, как ни странно звучит, «романтическая трезвость».
Я полюбил ранее презираемую (мальчишеское, петушино-невежественное презрение!) итальянскую оперу и с удовольствием слушаю «Лючию ди Ламмермур», «Норму», «Пуритан», даже веристов. Я совершенно влюбился в Верди - в четырнадцать я бредил «Аидой», потом, повзрослев, посерьезнев и наслушавшись «this fellow Wagner», я предал Верди анафеме и мог трещать, с видом знатока, об его «оркестре-гитаре», а теперь я готов на каждом углу расклеивать листовки «Viva Verdi!». Нельзя, проиграв его Offertorium (хотя бы!) в Реквиеме, не влюбиться в него как в изумительного, тончайшего музыканта.

Самая существенная разница между моими гуманитарными увлечениями сейчас и «тогда» (в студенческие годы) состоит в том, что тогда они были моим Я, а сейчас мое Я и мое главное увлечение - работа, но без искусства, без его помощи я не могу по-настоящему работать...
Сейчас у меня нет кумиров, но я продолжаю делать «открытия». Последние два моих «великих открытия» - поэзия Ахматовой и музыка Себастьяна Баха.

25 марта 1981 г.


А вот что слушать, право, не знаю. Я околдован двумя вещами Шостаковича в данный момент: 15-й симфонией и 2-и виолончельным концертом, прямо, как у Китса, "as though of hemlock I had drunk". Хоть снова слушай.
Но, пожалуй, четырехручная F-dur'ная соната подойдет под настроение. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий