Один мой друг подарил мне 5-дисковый комплект, где скрипач Франц Петер Циммерман (р. 1965) и пианист Александр Лонквих (р. 1960) играют некоторые скрипичные сонаты Моцарта (а именно, К. 296, 301-306, 376-380, 454, 481 и 526). Отдельный диск посвящен клавирным сочинениям Моцарта:
1) Рондо D-dur, K. 485;
2) Adagio h-moll, K. 540;
3) Менуэт D-dur, K. 355;
4) Жига G-dur, K. 574;
5) Фантазия d-moll, K. 397;
6) 12 вариаций на тему "Ah, vous dirai-je Maman", K. 265;
7) Фантазия c-moll, K. 475;
8) Adagio C-dur, K. 356;
9) Рондо a-moll, К. 511;
10) Фантазия c-moll, K. 396.
По-моему, очень хорошо играет. А си минорное Adagio в его исполнении просто меня потрясло. Он подчеркивает резкие динамические контрасты, столь характерные для Моцарта и которые исполнители, как правило, затушевывают, идя на поводу у идиотской сказки о "Моцарте-ангеле".
Некоторые из перечисленных сочинений я до сих пор и не слышал (К. 355, 356, 265), но все остальные (кроме Жиги) в свое время играл.
***
Пока слушал Лонквиха, вспомнил, что писал как-то (лет 10 назад) о жестах в музыке Моцарта:
Герметические жесты в музыке Моцарта:
1) Жест отстраняющий: часто после драматического нагнетания вдруг резко спадает напряжение (иногда эта разрядка фиксируется смехом – ниспадением гамм верхнего регистра) и является лукавая ритурнель, словно бы нам говорят: «Ничего не произошло, все в порядке», или: «Вы что-то вдруг увидели? Ничего нет, вам показалось (нечего совать нос туда, куда не надо)». Типичные примеры: конец экспозиции первого Аллегро фортепианного квартета g-moll, конец экспозиции Andante g-moll’ной симфонии или Andante из К. 533. Впрочем, примеров очень много и следовало бы составить их каталог.
2) Жест завлекающий: перед вами кто-то отдергивает завесу, ошеломляя видом открывающейся перспективы, но ступить туда – ни-ни! Самый поразительный пример – начало разработки Adagio h-moll.
И как часто моцартовский жест напоминает жест леонардовского Иоанна Крестителя!
1) Рондо D-dur, K. 485;
2) Adagio h-moll, K. 540;
3) Менуэт D-dur, K. 355;
4) Жига G-dur, K. 574;
5) Фантазия d-moll, K. 397;
6) 12 вариаций на тему "Ah, vous dirai-je Maman", K. 265;
7) Фантазия c-moll, K. 475;
8) Adagio C-dur, K. 356;
9) Рондо a-moll, К. 511;
10) Фантазия c-moll, K. 396.
По-моему, очень хорошо играет. А си минорное Adagio в его исполнении просто меня потрясло. Он подчеркивает резкие динамические контрасты, столь характерные для Моцарта и которые исполнители, как правило, затушевывают, идя на поводу у идиотской сказки о "Моцарте-ангеле".
Некоторые из перечисленных сочинений я до сих пор и не слышал (К. 355, 356, 265), но все остальные (кроме Жиги) в свое время играл.
***
Пока слушал Лонквиха, вспомнил, что писал как-то (лет 10 назад) о жестах в музыке Моцарта:
Герметические жесты в музыке Моцарта:
1) Жест отстраняющий: часто после драматического нагнетания вдруг резко спадает напряжение (иногда эта разрядка фиксируется смехом – ниспадением гамм верхнего регистра) и является лукавая ритурнель, словно бы нам говорят: «Ничего не произошло, все в порядке», или: «Вы что-то вдруг увидели? Ничего нет, вам показалось (нечего совать нос туда, куда не надо)». Типичные примеры: конец экспозиции первого Аллегро фортепианного квартета g-moll, конец экспозиции Andante g-moll’ной симфонии или Andante из К. 533. Впрочем, примеров очень много и следовало бы составить их каталог.
2) Жест завлекающий: перед вами кто-то отдергивает завесу, ошеломляя видом открывающейся перспективы, но ступить туда – ни-ни! Самый поразительный пример – начало разработки Adagio h-moll.
И как часто моцартовский жест напоминает жест леонардовского Иоанна Крестителя!
Комментариев нет:
Отправить комментарий