"Волшебство... какое есть только у Шекспира. Я помню, какая головоломка - дуэт одной из сестриц с тенором*. Там такие царапинки - как от копья или ноготка. Как вы думаете, у духов есть ноготки? Они их стригут? Однажды мне показалось, что у них ноготки женские или как у тех, кто собирает марки.
У той сестрицы в дуэте поначалу томление. Но томится недолго - ее состояние переходит в сердцебиение. По-медицински это тахи...кардия...
Потом этот магический A-dur** - и она уже в экстазе от того, кто ее домогается. Сам любовник даже забыл, что хотел только разыграть, проверить на верность.
Все так перепутано... как у Пазолини в "Арабских ночах"... У Пазолини получился "моцартовский рай"... когда любят во сне. Один спит заколдованный, другой любит.
В "Cosi fan tutte" - самая большая трудность: костюмы! Преобладать должны черные. Черный - цвет любви, вы об этом помните? Костюмы не реалистические: ведь это либретто - или бред или высокая поэзия. Не знаю***. В любом случае, не бытовая драма. Поэтому костюмы как символы. Даже "с налетом востока" - ведь эти два негодяя притворяются албанцами****.
"Cosi fan tutte" - мистика больше, чем "Дон Жуан". Там во всем виновата статуя, что она ожила. Ожила и навела справедливость. Бодрящий финал*****: Дон Жуан уничтожен! А тут виновата женщина, что вообще на свет родилась. Это как-то странно для Моцарта... непонятно.
А чьи это коготки, которые только касаются и не оставляют царапин? Это - духи. Или духи? У Пушкина же такое ударение: "Возил и к ведьмам и к духам..."
(Ю. Борисов. По направлению к Рихтеру. - М.: Рутена, 2000. - С.151-153.)
__________________________________
* Речь идет о дуэте Фьордилиджи и Феррандо, A-dur, № 29.
** Третий раздел дуэта (Larghetto), в котором почти в законченном виде появляется тема канона из второго финала (но в гомофонной фактуре). Музыка действительно магическая, а в конце у гобоя появляется совершенно "тристановская" тема.
*** Это (сюжет), скорее всего, следует трактовать как миф. Или сон. Т.е., в каком-то смысле и бред.
**** "Налет востока" присутствует как раз в блестящем зальцбургском спектакле 1983 г. под управлением Р. Мути.
***** В Cosi тоже "бодрящий финал". "Bella calma trovera", но музыка далека от calma. Скорее тут вспомнишь: "Хвала тебе, Эрос, огонь первозданный!"
У той сестрицы в дуэте поначалу томление. Но томится недолго - ее состояние переходит в сердцебиение. По-медицински это тахи...кардия...
Потом этот магический A-dur** - и она уже в экстазе от того, кто ее домогается. Сам любовник даже забыл, что хотел только разыграть, проверить на верность.
Все так перепутано... как у Пазолини в "Арабских ночах"... У Пазолини получился "моцартовский рай"... когда любят во сне. Один спит заколдованный, другой любит.
В "Cosi fan tutte" - самая большая трудность: костюмы! Преобладать должны черные. Черный - цвет любви, вы об этом помните? Костюмы не реалистические: ведь это либретто - или бред или высокая поэзия. Не знаю***. В любом случае, не бытовая драма. Поэтому костюмы как символы. Даже "с налетом востока" - ведь эти два негодяя притворяются албанцами****.
"Cosi fan tutte" - мистика больше, чем "Дон Жуан". Там во всем виновата статуя, что она ожила. Ожила и навела справедливость. Бодрящий финал*****: Дон Жуан уничтожен! А тут виновата женщина, что вообще на свет родилась. Это как-то странно для Моцарта... непонятно.
А чьи это коготки, которые только касаются и не оставляют царапин? Это - духи. Или духи? У Пушкина же такое ударение: "Возил и к ведьмам и к духам..."
(Ю. Борисов. По направлению к Рихтеру. - М.: Рутена, 2000. - С.151-153.)
__________________________________
* Речь идет о дуэте Фьордилиджи и Феррандо, A-dur, № 29.
** Третий раздел дуэта (Larghetto), в котором почти в законченном виде появляется тема канона из второго финала (но в гомофонной фактуре). Музыка действительно магическая, а в конце у гобоя появляется совершенно "тристановская" тема.
*** Это (сюжет), скорее всего, следует трактовать как миф. Или сон. Т.е., в каком-то смысле и бред.
**** "Налет востока" присутствует как раз в блестящем зальцбургском спектакле 1983 г. под управлением Р. Мути.
***** В Cosi тоже "бодрящий финал". "Bella calma trovera", но музыка далека от calma. Скорее тут вспомнишь: "Хвала тебе, Эрос, огонь первозданный!"
Комментариев нет:
Отправить комментарий