Есть люди, которые более всего в музыке ценят механизм. И чем этот
механизм сложнее, изощреннее, тем выше сочинение. Гете удивлялся: как
это можно со-чинить (сложить, скомпоновать) "Дон-Жуана".
Но сложность (сама по себе) не есть музыкальность высшего порядка. Конечно, эти качества могут сосуществовать: "Искусство фуги", последние квартеты Бетховена, но простая песня Шуберта "К Музыке" находится на том же уровне музыкального величия, что шестиголосный ричеркар из "Музыкального приношения".
Миниатюрная пиеса "Моцарт и Сальери" Пушкина сложнее (внутренне) тысячи "Улиссов" и игр в классики (хотя я горячий поклонник джойсовского романа; как и кортасаровского).
С другой стороны, можно написать 8-голосную фугу с темой в пять октав обхватом и при этом НЕ написать музыки.
Чайковский сказал как-то об опере Даргомыжского "Каменный гость", что это опера без музыки, имея в виду то, что сквозной речитатив не является музыкальной формой. Наверное, в этом частном случае классик был несправедлив, но само замечание о возможности со-чинить организованный набор звуков, не являющийся музыкой, очень точно.
Существуют по видимости очень сложные и хитросплетенные (а на деле всего лишь вычурно-примитивные) звуковые артефакты, прикидывающиеся музыкой.
(Как, впрочем, есть то, что притворяется живописью, литературой, театром, кино...
Искусствообразие, параллельно наукообразию.)
Это отсюда.
Но сложность (сама по себе) не есть музыкальность высшего порядка. Конечно, эти качества могут сосуществовать: "Искусство фуги", последние квартеты Бетховена, но простая песня Шуберта "К Музыке" находится на том же уровне музыкального величия, что шестиголосный ричеркар из "Музыкального приношения".
Миниатюрная пиеса "Моцарт и Сальери" Пушкина сложнее (внутренне) тысячи "Улиссов" и игр в классики (хотя я горячий поклонник джойсовского романа; как и кортасаровского).
С другой стороны, можно написать 8-голосную фугу с темой в пять октав обхватом и при этом НЕ написать музыки.
Чайковский сказал как-то об опере Даргомыжского "Каменный гость", что это опера без музыки, имея в виду то, что сквозной речитатив не является музыкальной формой. Наверное, в этом частном случае классик был несправедлив, но само замечание о возможности со-чинить организованный набор звуков, не являющийся музыкой, очень точно.
Существуют по видимости очень сложные и хитросплетенные (а на деле всего лишь вычурно-примитивные) звуковые артефакты, прикидывающиеся музыкой.
(Как, впрочем, есть то, что притворяется живописью, литературой, театром, кино...
Искусствообразие, параллельно наукообразию.)
Это отсюда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий