Ярлыки

"Коммерсант" (1) 18 век (23) 1948 (1) 20 век (6) 28 октября (1) А. Герман (1) А. Иванов (2) А. Кузнецов (1) А. Михайлов (2) Аберт (6) Австрия (9) Авторханов (1) Адриан (2) Акутагава (3) Альберт Эйнштейн (2) Альфред Эйнштейн (8) античная литература (2) Апулей (1) Аристотель (2) Аррау (1) архив (1) Ассизи (1) аутентизм (4) Ахматова (16) Б. Вальтер (2) Б. Иоффе (1) Б. Слуцкий (1) Б.С. Ямпольский (1) Бадура-Скода (1) Байрон (3) Бакхилид (1) Бальзак (1) Барселона (9) Барток (4) Баршай (4) Бах (23) Беллини (1) Берберова (1) Берг (5) Бергман (2) Бердяев (2) Берлиоз (4) Бёрнс (1) Бетховен (83) Библия (2) Бизе (2) Блок (4) Бодлер (6) Боккерини (1) Болонья (3) Борисов-Мусатов (1) Босх (1) Брамс (23) Бриттен (2) Бродский (4) Брукнер (20) Брюсов (2) Булгаков (3) Бургос (5) В. Вулф (1) В. Скотт (1) Вагнер (32) Вайнберг (4) Валенсия (2) Ван-Гог (2) Васильев (1) Ватикан (2) Вебер (1) Веберн (6) Веласкес (1) Вена (4) Венеция (14) Вентимилья (4) Верди (15) Вересаев (2) Вермеер (1) Верона (3) Вивальди (3) Винер (1) Виотти (1) Виссембург (1) Виченца (3) Вишневецкий (1) Волошин (1) Вольф (1) Г. Джеймс (1) Г. Манн (1) Г. Попов (2) Габричевский (1) Гаврилов (1) Гайдн (40) Гауди (3) Гегель (10) Гельдерлин (5) Гендель (7) Генуя (2) Германия (3) Гершкович (1) Гессе (2) Гете (20) Гизекинг (1) Гилельс (2) Глазунов (5) Гликман (2) Глинка (6) Глюк (16) Гоббема (1) Гоголь (2) Годар (1) Гойя (3) Гольденвейзер (1) Гораций (1) Горький (2) Гранада (1) Грац (4) Григ (1) Грюневальд (2) Губайдулина (2) Гульд (7) Гуссерль (1) Гюго (1) Д. Курляндский (1) Дали (1) Данте (1) даты (2) Дворжак (1) Дебарг (1) Дебюсси (8) Делиль (1) Делякруа (2) Денисов (4) Дж. Элиот (1) Джойс (8) Диккенс (1) дирижеры (12) дневник (35) Достоевский (18) Древний Египет (1) Дубровник (2) Дудинцев (1) ЖЖ (59) живопись (35) Завадский (1) Зальцбург (4) заметки для себя (1) Зандерлинг (1) записи (1) записки (5) И. Гарин (1) И. Грекова (2) И.-Кр. Бах (2) И.П. Павлов (1) Ибсен (1) Иерусалим (1) Израиль (1) Иоффе (1) Испания (47) история (11) Италия (73) К. Дэвис (3) К. Стамиц (2) К.Ф.Э. Бах (2) Кадис (2) Кальдара (1) Кант (3) Караян (1) Карлсруэ (1) Кафка (2) Кейдж (1) кино (12) Клементи (1) Клемперер (1) Кобо Абэ (1) Козинцев (2) Коломенское (16) Кольмар (3) Кольридж (2) Кордова (3) Краус (2) Крипс (1) Л.Н. Гумилев (1) Ландовска (2) Ларошфуко (1) Левитан (1) Ленин (1) Леонардо (7) Лермонтов (4) Лист (2) литература (20) личное (5) Локшин (3) Лортцинг (1) Лосев (3) Лувр (3) Луцкер и Сусидко (7) Люлли (1) Лютославский (5) Лядов (1) М. Гайдн (3) М. Юдина (6) Мадрид (7) Малага (1) Малер (19) Мандельштам (11) Маркс (2) математика (4) Маульбронн (1) мемории (4) Мендельсон (9) Мережковский (3) Мериме (2) Микеланджело (2) Милан (5) Мишель Фуко (1) модерн (1) мои увлечения (1) мой дом (2) Моне (1) Монтефиоре (1) Мопассан (1) Москва (4) Моцарт (267) Моцарт_инструментальные концерты (5) Моцарт_камерная музыка (16) Моцарт_клавир (25) Моцарт_клавирный концерт (35) Моцарт_концертные арии (1) Моцарт_метатема стиля (1) Моцарт_опера (75) Моцарт_письма (5) Моцарт_серенады (4) Моцарт_симфонии (26) Моцарт_скрипичные концерты (1) Моцарт_скрипичные сонаты (5) Моцарт_сочинения для органа (2) Моцарт_струнное трио (5) Моцарт_струнный квартет (41) Моцарт_струнный квинтет (10) Моцарт_фортепианное трио (2) Моцарт_фортепианный квартет (1) Моцарт_церковная музыка (18) моцартофобия (9) музыка (7) музыковедение (1) Муратов (1) Мусоргский (3) Мухина (1) Мыс Рока (1) Мысливечек (4) Мясковский (6) Н. Мандельштам (7) Н.И. Вавилов (1) Набоков (4) Наполеон (1) Неаполь (1) Нейгауз (4) нововенская школа (1) Олеша (1) опера (4) Орвьето (1) Островский (1) П. Мещеринов (1) Паизиелло (3) Палестрина (1) Параджанов (1) Париж (17) Пастернак (4) Пахельбель (1) Перголези (2) Петербург (13) Петефи (1) пианисты (16) Пиза (2) Пикассо (6) Пластов (1) Платон (8) Платонов (1) Плейель (1) Плисецкая (2) политика (7) Помпеи (1) Португалия (1) Посвятовска (1) поэзия (8) Прага (5) Прадо (1) Прокофьев (24) Пруст (9) Псков (1) Пуссен (1) путешествия (157) Пушкин (30) Пфицнер (2) Р. Роллан (3) Р. Штраус (4) работа (2) Равель (2) Равенна (1) Радклиф (1) Рамо (1) Раневская (2) Рафаэль (6) Рахманинов (2) РГГУ (1) Регер (3) Реймс (1) Рембрандт (1) Рильке (1) Рим (17) Римский-Корсаков (3) Рихтер (34) Россини (6) Руан (1) Рублев (1) Русский музей (2) Рыбаков (1) С. Волков (3) С. Лем (1) С. Цвейг (4) С.Л. Франк (1) Сабанеев (1) Саква (1) Саламанка (2) Сальери (8) Сарагоса (4) Саути (1) Свифт (1) Севилья (11) Сеговия (4) семья (2) Сен Санс (1) Сенкевич (1) Сиена (2) Синявский (1) Скрябин (2) смешное (4) события (3) Соколов (3) Соллертинский (3) Спелло (1) Специя (1) Спиноза (2) СССР (1) Сталин (5) Стамбул (2) Стендаль (1) Стравинский (15) Страсбург (3) Стругацкие (2) Сурбаран (1) Т. Манн (15) Тагор (3) Танеев (7) Тарковский (6) Тёрнер (3) технические проблемы (6) Тимофеев-Ресовский (1) Толедо (3) Толстой (4) Трифонов (1) Тургенев (5) Турция (2) Тютчев (1) Уствольская (3) Фейхтвангер (2) Фет (2) философия (38) Финале Лигуре (5) Фишер-Дискау (2) Флейшман (1) Флоренция (15) форум (6) фотомимолетности (27) Франк (2) Франция (25) Х. Арендт (1) Хайдеггер (7) Хайдельберг (2) Хассе (4) Холст (1) Хорватия (2) Цветаева (3) Цымбал (1) Чайковский (35) Черчилль (1) Чехия (5) Чехов (6) Чимароза (1) Чичерин (25) Шартр (3) Шварц (1) Шекспир (9) Шиллер (1) Шкловский (1) Шмидт (1) Шнитке (3) Шодерло де Лакло (1) Шопен (13) Шопенгауэр (11) Шостакович (83) Шоу (2) Шрекер (1) Шуберт (27) Шуман (5) Щедрин (1) Э. Лир (1) Э. Мане (1) Э. Неизвестный (1) Э. По (1) Эберлин (1) Эдгар По (1) Элиот (2) Энгельс (1) Эрмитаж (4) Эскуриал (2) эстетика (10) Ю. Анненков (1) Ю. Герман (1) Ян Стамиц (1) Facebook (13) Porto Venere (1) youtube (5)

воскресенье, 11 сентября 2016 г.

Из одного архива

Этот чудак буквально сгорал от жажды везде находить систему и закономерность, даже если их вовсе не было в том многообразии явлений, в котором он их выискивал. Тем самым он словно олицетворял никому не известного пушкинского Декарта, «не напечатавшего ни одной строки в «Московском телеграфе». Будучи одержим серьезной музыкой (и не умея толком играть ни на одном инструменте), он находил глубокое единство, пронизывающее пять последних опер Моцарта: от «Свадьбы Фигаро» до «Волшебной флейты». Рассуждал он примерно так:


В «Свадьбе Фигаро» художник показывает то сверкающее многообразие жизни, которое является материей искусства. Но искусство предполагает не только материю, пусть даже она и «улыбается чувственно-поэтическим блеском всему человеку», не только многое          , но и единое, тот эйдос, к которому должно быть стянуто все непосредственно воспринимаемое. Эйдос же - это светило, звезда, пребывающая в глубоком покое, и она открывается взору участников драмы в финале оперы - Венера, восходящая в конце безумной ночи:

                  Была над нами, как звезда над морем,
                  Ища лучом девятый смертный вал...

В «Дон Жуане» вскрыта та бездна демонического, тот перевернутый мир, что находится под цветущим лугом жизни и красоты.
                 
Она передо мною стлалась лугом,
                  Где некогда гуляла Прозерпина.

Но не только. Сокровенный смысл оперы в том, что мастер показывает нам преодоление Духа Тяжести - Der Geist der Schwere, - которым отягощена любая материя. Дон Жуан погибает как Дионис, растерзанный титанами: разбивая титаническую глыбу мира и растворяя его в дионисийских вихрях любви и восторга. Дон Жуан тем самым совершает первое дело Демиурга (по Проклу).
Но в новом мире, когда уже сопротивление косной материи преодолено, нужно построить новую форму, новый Космос - дионисийско-аполлонический. Этот процесс, в сущности, процесс свободного художественного творчества, запечатлен в опере «Cosi fan tutte». Канон, звучащий в финале оперы (Улыбышев неправильно назвал его фугой) есть свернутое второе имя оперы - «La scuola degli amanti» - «Школа влюбленных». «La scuola - школа» обозначена самим  полифоническим, «ученым», стилем, канон и есть школа (вспомним сцену из «Игры в бисер» Гессе, где юный Кнехт разыгрывает канон со стариком-учителем); «degli amanti - влюбленных» - сама мелодия, тема канона, в своей «галантной» прелести вовсе не предназначенная для контрапунктической обработки. В то же время этот канон символизирует двойственность произведения искусства: внешняя обольстительность, плавность и округлость форм прикрывают внутренний жесткий схематизм. Это единство тела и логоса. Но «Cosi fan tutte» - произведение подлинно демоническое, ибо в нем торжествует неодолимая, дионисийская стихия становления, стихия отрицания всего ставшего как косного и материального. Таким образом, эта «легкомысленная» опера, как и древнегреческая трагедия, носитель аполлонического дионисизма (именно дионисизм здесь существительное). И нигде, как в этой опере, у Моцарта достигнут совершенный синтез античной и фаустовской души, тот самый синтез, которого потом достигнет только Гете во второй части «Фауста».
Но дионисизм не может быть опорой Космоса. Должна быть сооружена незыблемая аполлоничекая форма, храм Мироздания. Эта устойчивая структура есть опосредствованное возвращение к той первоначальной звезде, которая зажглась в финале «Фигаро». Скорее, это форма духовная, пусть ежесекундно разбиваемая и рассеиваемая, но бессмертная как феникс.
В «Милосердии Тита» сделан первый шаг «по направлению к Зарастро». Титус - это Аполлон Мусагет. Но здесь Бог пронзен стрелой Эрота: под рафаэлевской чистотой музыки оперы дремлют демоны и сатиры (в наибольшей степени дающие себя знать в последней арии Вителлии, с бассетгорном), аполлонизм еще не вышел из пелен эротизма, бурное море становления еще зыблется. И только в «Волшебной флейте» наступает полное успокоение и  преодоление любви - Бог уже не любит (точнее, он любит всех и никого). Спираль становления, развернутая в «Cosi fan tutte», сходится к предельному циклу - гигантскому Кругу Бытия.
Но не следует забывать гегелевского тождества бытия и небытия. Музыка «Волшебной флейты» представляет собой музыкальный комментарий к учению Плотина о Едином, как «о Пресветлом Мраке и Темнейшем Свете». Достигнутое предельное бытие глубоко антиномично.
Ergo, - заключал наш энтузиаст, - в пяти последних операх Моцарта в художественной форме изображен процесс становления художественной формы как целостного мифа, и форма его музыки есть, стало быть, метаформа. Вложить в музыку как таковую размышления об искусстве - кому еще это удалось? Разве что Вагнеру; да и ему далеко до моцартовской гениальной ясности идеи. Остальные застревали на стадии «зеркала материи».
***
«Свадьба Фигаро» - венец развития реалистической оперы XIX века. Правда, она была написана в XVIII, но это не имеет никакого значения.
Это последняя чисто реалистическая опера Моцарта - «Дон Жуан», «Cosi fan tutte», «Волшебная флейта» - оперы метафизические, философские трактаты в обличье опер, а в «Фигаро» непосредственная жизнь и непосредственное свежее ощущение Вселенной, как в «Онегине» или «Войне и мире».
В XIX веке только один композитор пошел за Моцартом, создав свою метафизическую оперу - Вагнер.
В этом смысле (и только в этом!) Вагнер - наследник Моцарта, как Достоевский - наследник Пушкина.
***
Вот что еще нелишне заметить по поводу пяти великих опер Моцарта, вполне аналогичных «пятикнижию» великих романов Достоевского.
      В «Фигаро» Моцарт дает немеркнущий образец реалистической оперы, реализм которой не театрален, не историчен, не «психологичен» (думаю, что Вольфганг не лил слез по своим героям, как это делал наш гениальный «психолог» Чайковский). Моцарт мог бы произнести фразу Достоевского: «Я не психолог, я - реалист в высшем смысле слова». В операх Моцарта жизнь, как она есть, перенесена на сцену. (Разумеется, это только иллюзия жизни, но создать эту иллюзию - значит «повторить весь акт творения», как характеризовал Шиллер метод Гете.) И здесь «Свадьба Фигаро» недосягаема. Наверное, даже сам Моцарт не превзошел ее в этом смысле, в смысле абсолютной нетеатральной жизненности. Особенно финал - этот трепет ночной природы и трепет человеческой души. Лучшие страницы «Войны и мира» (например, приезд князя Андрея в Отрадное) могут служить здесь иллюстрацией. Одна лишь реплика удивленной Сюзанны «La mia voce? - Мой голос?», когда Фигаро признается ей, что узнал ее (под платьем графини) по «голосу, который обожает», перевешивает груды многотонных любовно-психологических сцен в позднейших операх.
      «Дон Жуан», «Cosi fan tutte», «Волшебная флейта» - основная диалектическая триада Моцарта, ядро его сквозного оперного мифа, триада, «изоморфная» античной «титанизм - дионисизм - аполлонизм».
      Что же касается «Милосердия Тита», то эту «оперу теней» я трактовал бы как параллель к классицистско-импрессионистскому пейзажу в духе Лоррена или Тернера. Как замечает по поводу таких пейзажей Шпенглер, человек здесь - только аксессуар, только тень, сатир, нимфа. Здесь царит любовь, но нет любовников. Эта опера знаменует собой окончательную кристаллизацию заметной во всех пяти последних операх Моцарта, прежде всего, в «Дон Жуане» и «Cosi fan tutte», тенденции к «распылению» человека, его превращению в стихию. Это именно то, что писал по поводу античной скульптуры Пруст: «... а ведь греческая скульптура, хотя она и творит всего-навсего человека, она умеет извлекать из простых человеческих форм многообразные, как бы заимствованные у живой природы богатства, так что чьи-нибудь волосы своею обвивающей гладью, острыми клювами прядей или пышным венцом втрое скрученных кос напоминают и пучок водорослей, и голубиный выводок, и венок из гиацинтов, и клубок змей». В сущности, на этой идее построены и все «Метаморфозы» Овидия. Конечно, если искать в опере пресловутой «психологической правды» (а на самом деле, дешевых, затрагивающих «чувство», театральных эффектов), то в «Титусе» ничего подобного не сыскать. Кроме того, эта опера есть чистейшее музыкальное выражение той идеи светлого, легкого приятия смерти, которую Моцарт высказал в письме к отцу от 4 апреля 1787 года, смерти как «лучшей подруге людей». Это же приятие смерти лежит и в основе «Волшебной флейты» и последнего фортепианного концерта, но там оно антиномично, а в «Милосердии Тита» просто и ясно (хотя даже в арии идущего на плаху Секста, этой, наверное, самой светлой предсмертной музыке, подспудно чувствуются зловещие тени). Здесь нет ничего подобного той пронзительной скорби, которую мы слышим в «Флейте», в сцене двух латников, и драматический финал первого акта (пожар Капитолия) является в большей степени риторическим (но музыка, конечно, изумительна!). 
            

Комментариев нет:

Отправить комментарий