Так получилось, что за последние дни я переслушал все 6 фортепианных трио Моцарта (для скрипки, виолончели и ф-но; кларнетное трио К. 498 я недавно слушал много раз и никак не мог оторваться от него).
Я начинаю склоняться к мнению Альфреда Эйнштейна, что самыми значительными сочинениями этого жанра являются К. 502 (B-dur) и К. 542 (E-dur), особенно последнее с роскошной гармонией в первой части. Но и C-dur'ное трио К. 548 я по-прежнему считаю одним из самых глубоких камерных сочинений Моцарта, несмотря на скромные использованные в нем технические средства.
Трио G-dur, K. 564, которое я молодости разобрал по партитуре (как и "Кегельштат"), с годами как-то для меня померкло, но последнее прослушивание показало, что оно интереснее, чем мне до сих пор казалось. А тема его второй части почти дословно будет повторена в первой арии Зарастро. Конечно, вряд ли можно вместе с грандиозным струнным трио К. 563 написать нечто столь же глубокое. Кстати, К. 564 является чуть ли не "детской" сонатой для клавира в сопровождении скрипки и виолончели. То есть, замысел очень скромен.
Раннее трио К. 254 в целом весьма наивно, но, конечно, красиво, хотя в нем есть необычное место: в конце разработки 1-й части вдруг возникает некое замедление и затишье с очень низкими нотами виолончели.
Первое зрелое трио G-dur, K. 496, на фоне таких сочинений, как фортепианный квартет Es-dur (K. 493), четырехручная соната F-dur (K. 497), кларнетное трио Es-dur (K. 498) и "Хоффмейстерский" квартет D-dur (К. 499) выглядит скромным, но его медленная часть, а также минорная, медленная и заключительная вариации финала очень-очень интересны и полифонически насыщенны.
Эти сочинения Моцарта были для меня отрадой после фортепианного квартета Брамса A-dur (op. 26), может быть, в своем роде и превосходного, но очень громоздкого. Слушал и вспоминал "Степного волка" Гессе.