Надо бы написать эссе "Произведение искусства как фантом". Одним
из первых, кто создал подобные фантомные произведения в музыке, был Моцарт. Я еще давно подумал, что в его позднем периоде по видимости
"классические" сочинения на самом деле суть отражения
"реального" классицизма, перенос его в иное художественное
пространство. Особенно сильно это сказывается в трех последних квартетах. Это
примерно, как старая усадьба на картине Борисова-Мусатова относится к реальной
усадьбе. Мне кажется, в этом в значительной степени и состоит то
"непостижимое величие", которое, по словам Арнонкура, отличает музыку
Моцарта от музыки его современников. А в живописи 20 века такие картины-фантомы
в большом количестве можно видеть у Пикассо, в его письме "по модели"
Эль-Греко, Веласкеса (потрясающий цикл "Менин"), по мотивам
античности.
Суть здесь в существенной
деформации семантики. Это именно та деформация, которая позволила Чичерину
совершенно неклассически сопоставлять Моцарта, скажем, с Бодлером.
Академическое музыковедение это отвергает, а я именно благодаря этим
"запретным" связям научился слушать и как-то понимать Моцарта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий