Ярлыки

"Коммерсант" (1) 18 век (23) 1948 (1) 20 век (6) 28 октября (1) А. Герман (1) А. Иванов (2) А. Кузнецов (1) А. Михайлов (2) Аберт (6) Австрия (9) Авторханов (1) Адриан (2) Акутагава (3) Альберт Эйнштейн (2) Альфред Эйнштейн (8) античная литература (2) Апулей (1) Аристотель (2) Аррау (1) архив (1) Ассизи (1) аутентизм (4) Ахматова (16) Б. Вальтер (2) Б. Иоффе (1) Б. Слуцкий (1) Б.С. Ямпольский (1) Бадура-Скода (1) Байрон (3) Бакхилид (1) Бальзак (1) Барселона (9) Барток (4) Баршай (4) Бах (23) Беллини (1) Берберова (1) Берг (5) Бергман (2) Бердяев (2) Берлиоз (4) Бёрнс (1) Бетховен (83) Библия (2) Бизе (2) Блок (4) Бодлер (6) Боккерини (1) Болонья (3) Борисов-Мусатов (1) Босх (1) Брамс (23) Бриттен (2) Бродский (4) Брукнер (20) Брюсов (2) Булгаков (3) Бургос (5) В. Вулф (1) В. Скотт (1) Вагнер (32) Вайнберг (4) Валенсия (2) Ван-Гог (2) Васильев (1) Ватикан (2) Вебер (1) Веберн (6) Веласкес (1) Вена (4) Венеция (14) Вентимилья (4) Верди (15) Вересаев (2) Вермеер (1) Верона (3) Вивальди (3) Винер (1) Виотти (1) Виссембург (1) Виченца (3) Вишневецкий (1) Волошин (1) Вольф (1) Г. Джеймс (1) Г. Манн (1) Г. Попов (2) Габричевский (1) Гаврилов (1) Гайдн (40) Гауди (3) Гегель (10) Гельдерлин (5) Гендель (7) Генуя (2) Германия (3) Гершкович (1) Гессе (2) Гете (20) Гизекинг (1) Гилельс (2) Глазунов (5) Гликман (2) Глинка (6) Глюк (16) Гоббема (1) Гоголь (2) Годар (1) Гойя (3) Гольденвейзер (1) Гораций (1) Горький (2) Гранада (1) Грац (4) Григ (1) Грюневальд (2) Губайдулина (2) Гульд (7) Гуссерль (1) Гюго (1) Д. Курляндский (1) Дали (1) Данте (1) даты (2) Дворжак (1) Дебарг (1) Дебюсси (8) Делиль (1) Делякруа (2) Денисов (4) Дж. Элиот (1) Джойс (8) Диккенс (1) дирижеры (12) дневник (35) Достоевский (18) Древний Египет (1) Дубровник (2) Дудинцев (1) ЖЖ (59) живопись (35) Завадский (1) Зальцбург (4) заметки для себя (1) Зандерлинг (1) записи (1) записки (5) И. Гарин (1) И. Грекова (2) И.-Кр. Бах (2) И.П. Павлов (1) Ибсен (1) Иерусалим (1) Израиль (1) Иоффе (1) Испания (47) история (11) Италия (73) К. Дэвис (3) К. Стамиц (2) К.Ф.Э. Бах (2) Кадис (2) Кальдара (1) Кант (3) Караян (1) Карлсруэ (1) Кафка (2) Кейдж (1) кино (12) Клементи (1) Клемперер (1) Кобо Абэ (1) Козинцев (2) Коломенское (16) Кольмар (3) Кольридж (2) Кордова (3) Краус (2) Крипс (1) Л.Н. Гумилев (1) Ландовска (2) Ларошфуко (1) Левитан (1) Ленин (1) Леонардо (7) Лермонтов (4) Лист (2) литература (20) личное (5) Локшин (3) Лортцинг (1) Лосев (3) Лувр (3) Луцкер и Сусидко (7) Люлли (1) Лютославский (5) Лядов (1) М. Гайдн (3) М. Юдина (6) Мадрид (7) Малага (1) Малер (19) Мандельштам (11) Маркс (2) математика (4) Маульбронн (1) мемории (4) Мендельсон (9) Мережковский (3) Мериме (2) Микеланджело (2) Милан (5) Мишель Фуко (1) модерн (1) мои увлечения (1) мой дом (2) Моне (1) Монтефиоре (1) Мопассан (1) Москва (4) Моцарт (267) Моцарт_инструментальные концерты (5) Моцарт_камерная музыка (16) Моцарт_клавир (25) Моцарт_клавирный концерт (35) Моцарт_концертные арии (1) Моцарт_метатема стиля (1) Моцарт_опера (75) Моцарт_письма (5) Моцарт_серенады (4) Моцарт_симфонии (26) Моцарт_скрипичные концерты (1) Моцарт_скрипичные сонаты (5) Моцарт_сочинения для органа (2) Моцарт_струнное трио (5) Моцарт_струнный квартет (41) Моцарт_струнный квинтет (10) Моцарт_фортепианное трио (2) Моцарт_фортепианный квартет (1) Моцарт_церковная музыка (18) моцартофобия (9) музыка (7) музыковедение (1) Муратов (1) Мусоргский (3) Мухина (1) Мыс Рока (1) Мысливечек (4) Мясковский (6) Н. Мандельштам (7) Н.И. Вавилов (1) Набоков (4) Наполеон (1) Неаполь (1) Нейгауз (4) нововенская школа (1) Олеша (1) опера (4) Орвьето (1) Островский (1) П. Мещеринов (1) Паизиелло (3) Палестрина (1) Параджанов (1) Париж (17) Пастернак (4) Пахельбель (1) Перголези (2) Петербург (13) Петефи (1) пианисты (16) Пиза (2) Пикассо (6) Пластов (1) Платон (8) Платонов (1) Плейель (1) Плисецкая (2) политика (7) Помпеи (1) Португалия (1) Посвятовска (1) поэзия (8) Прага (5) Прадо (1) Прокофьев (24) Пруст (9) Псков (1) Пуссен (1) путешествия (157) Пушкин (30) Пфицнер (2) Р. Роллан (3) Р. Штраус (4) работа (2) Равель (2) Равенна (1) Радклиф (1) Рамо (1) Раневская (2) Рафаэль (6) Рахманинов (2) РГГУ (1) Регер (3) Реймс (1) Рембрандт (1) Рильке (1) Рим (17) Римский-Корсаков (3) Рихтер (34) Россини (6) Руан (1) Рублев (1) Русский музей (2) Рыбаков (1) С. Волков (3) С. Лем (1) С. Цвейг (4) С.Л. Франк (1) Сабанеев (1) Саква (1) Саламанка (2) Сальери (8) Сарагоса (4) Саути (1) Свифт (1) Севилья (11) Сеговия (4) семья (2) Сен Санс (1) Сенкевич (1) Сиена (2) Синявский (1) Скрябин (2) смешное (4) события (3) Соколов (3) Соллертинский (3) Спелло (1) Специя (1) Спиноза (2) СССР (1) Сталин (5) Стамбул (2) Стендаль (1) Стравинский (15) Страсбург (3) Стругацкие (2) Сурбаран (1) Т. Манн (15) Тагор (3) Танеев (7) Тарковский (6) Тёрнер (3) технические проблемы (6) Тимофеев-Ресовский (1) Толедо (3) Толстой (4) Трифонов (1) Тургенев (5) Турция (2) Тютчев (1) Уствольская (3) Фейхтвангер (2) Фет (2) философия (38) Финале Лигуре (5) Фишер-Дискау (2) Флейшман (1) Флоренция (15) форум (6) фотомимолетности (27) Франк (2) Франция (25) Х. Арендт (1) Хайдеггер (7) Хайдельберг (2) Хассе (4) Холст (1) Хорватия (2) Цветаева (3) Цымбал (1) Чайковский (35) Черчилль (1) Чехия (5) Чехов (6) Чимароза (1) Чичерин (25) Шартр (3) Шварц (1) Шекспир (9) Шиллер (1) Шкловский (1) Шмидт (1) Шнитке (3) Шодерло де Лакло (1) Шопен (13) Шопенгауэр (11) Шостакович (83) Шоу (2) Шрекер (1) Шуберт (27) Шуман (5) Щедрин (1) Э. Лир (1) Э. Мане (1) Э. Неизвестный (1) Э. По (1) Эберлин (1) Эдгар По (1) Элиот (2) Энгельс (1) Эрмитаж (4) Эскуриал (2) эстетика (10) Ю. Анненков (1) Ю. Герман (1) Ян Стамиц (1) Facebook (13) Porto Venere (1) youtube (5)

воскресенье, 10 октября 2021 г.

Р. Щедрин


Прочитал (отчасти перечитал) мемуары М. Плисецкой («Я, Майя Плисецкая»). Там есть глава, посвященная Родиону Щедрину («Хочу справедливости»). Мне захотелось вернуться к музыке этого композитора, которого я не слушал очень-очень давно. Лет 15 как минимум.

И за последние дни прослушал следующие сочинения (с классик-онлайн, хотя в шкафу есть некоторые пластинки):

1)     1) Концерт №5 для ф-но с орк., соч. 1999 г. (Д. Мацуев, дир. М. Янсонс)

В дневнике написал:

«Вполне добропорядочный неоклассицизм а ля Прокофьев. Но слушать приятно, хотя и не ново. Наиболее интересен финал, самый конец».

2)     2) «Анна Каренина», фильм-балет.

Написал, что есть интересные моменты как в музыке, так и в хореографии. Но судить по просмотру на ютубе, строго говоря, нельзя. Надо видеть живой балет. Интересно было смотреть и слушать, но ничего великого и гениального я не нашел.

3)     3) «Автопортрет», соч. 1984 г.

Его очень выдвигает Плисецкая. Музыка, безусловно, весьма интересна, отчасти необычна, но, чтобы разобраться в многочисленных автоцитатах, надо очень хорошо знать всё творчество композитора, от чего я, разумеется, далек.

4)     4) Концерт №3 для ф-но с орк., соч. 1973 г. (автор, дир. Е. Светланов)

Вот эта вещь произвела, пожалуй, самое сильное впечатление (вместе с только прослушанной Второй симфонией, но о ней речь еще пойдет).

Концерт, как известно, называется «Вариации и тема». И тему, которая возникает у солиста в самом конце, расстреливают. Тема=личность=форма (следуя лосевской «Диалектике художественной формы»). Расстреливают личность.

5)     5) «Музыкальное приношение», соч. 1983 г. 

Слушал в полной версии с классик-онлайн. Автор играл на органе. Запись 1986 г. Исполнители не указаны, но вероятно, что это тот же состав, что в записи 1983 г. на «Погружении»:

http://www.intoclassics.net/news/2009-11-26-11351

Мой комментарий в дневнике (20.04.2004):

По мере прослушивания интерес и сочувствие нарастали [я слушал тогда пластинки с сокращенной версией]. Это гигантская инструментальная драма, персонажи которой (именно персонажи, а не герой) – некий безликий homo instrumentalis. Но орган? Бог?

Сегодня впечатление было неопределенным, но скорее положительным.

Плисецкая холодно отнеслась к этому сочинению (которое, кстати говоря, высоко ценил Шнитке) и написала даже нечто забавное:

«Конечно, есть у Щедрина сочинения, которые я воспринимаю трудно. Стремлюсь быть непредвзятой. Вот, к примеру, «Музыкальное приношение» для органа с духовыми. Мне бывало мучительно нелегко дослушать сочинение до конца. А длится оно более двух часов. Лишь женина покорность удерживала меня в кресле концертного зала до последней точки финала. Страсть как хотелось устремиться за беглецами, кто покидал аудиторию, протестующе скрипя половицами. Тут я начинала чувствовать, что соприкасаюсь во вкусах с нашей собакой таксой Бати (подарок Марии Шелл), которая внезапно нестерпимо завыла с первых же тактов телевизионной записи этого сочинения».

Но, в целом, Плисецкая считает, что музыка ее мужа, выдающегося композитора, сильно недооценена.

6)     6) Концерт для ф-но и струнного оркестра, №6, соч. 2003 (Е. Мечетина, дир. Дм. Ситковецкий).

Опять добропорядочный и приятный для слуха неоклассицизм.

7)     7) Вторая симфония (25 прелюдий для оркестра), соч. 1962-65 гг. (дир. Г. Рождественский)

А вот это замечательно!

В юности я был буквально ошеломлен, когда прослушал эту симфонию (в той же записи с пластинки). Об этом есть у меня запись в дневнике (от 26 июня 1970 г.):

 Поехал сегодня сдавать экзамен, а он будет завтра [я заканчивал тогда второй курс].

В день перед экзаменом проделал опасный эксперимент: слушал Вторую симфонию Щедрина. Сейчас у меня такое чувство, какое нелегко описать словами. Меня или избили, или ударили чем-то по голове; к горлу подкатил ком.

«Что это??!!! Музыка? Нет, бессмысленная какофония!»

Слушайте, хаос, кажется, прекратился. Это пассакалия. Могучая и страстная, как голос человека, преисполненного ужаса перед страшным мраком, в котором копошатся отвратительные чудовища. Пассакалия сменяется фугой, вслед за ней снова благородные порывы человека к человеческому. Иногда совершенно нереальная, потусторонняя музыка: грёзы тихим вечером, измученность, усталость.

«Мы пожрем вас, мы расстреляем, уничтожим вас, втопчем в землю. Вы исчезните раз и навсегда».

Марш, дикие вопли труб, низкие медные, как пикирующие самолеты. Выстрел и вопль, еще раз выстрел и вопль. Начинается оргия. «Мы втопчем вас в землю».

Наступает тишина. Долгая и торжественная. И вдруг перед самым концом кто-то похохатывает: издевательски и с большим юмором. «Нас не так-то легко уничтожить и втоптать в землю. Мы вечны». Слабый, еле слышный, звон кончает симфонию.

Я представляю, как это звучит в зале. Можно не встать с места после этой симфонии.

 Да, симфония кончается так, как началась. “In my end is my beginning”. Сегодня я воспринял коду как Реквием.

Конечно, чувствуется сильное влияние Шостаковича, особенно Четвертой симфонии, которая к тому времени уже была исполнена. Вплоть до почти цитат. Тот раздел, который я назвал фугой, ассоциируется с неистовым фугато в разработке 1-й части симфонии Шостаковича. Но у Щедрина, может быть, не столько фуга, сколько сложная полифоническая пьеса, в которой контуры фуги (и даже двойной) угадываются. Военные отзвуки в симфонии Щедрина несомненны. В одной из прелюдий имитируется настройка оркестра перед исполнением. Сам автор рассказывал об этом так: один его знакомый вернулся с войны и попал на концерт. Когда начал настраиваться оркестр, человек не выдержал и разрыдался.

Театральную музыку Щедрина я знаю плохо, хотя опера «Мертвые души» мне даже нравилась.  А к его балетам по Толстому и Чехову я в молодости относился крайне скептически. Виденный где-то лет в 10-12 балет «Конёк-горбунок» меня приятно удивил. Я решил, что хоть музыка и новая, но ее можно слушать. По крайней мере, она не мешает смотреть, как танцуют. В детстве и ранней юности я имел очень консервативные музыкальные вкусы. Правда, был потрясен балетом Прокофьева «Ромео и Джульетта», именно музыка меня поразила, но и постановка Лавровского была великолепна.

Не без интереса я слушал 24 прелюдии и фуги в авторском исполнении. Надо будет переслушать.

Должен признаться, однако, что я всё-таки не могу ухватить, в чем состоит оригинальный стиль Щедрина. Некоторые его сочинения кажутся пением механического соловья (если процитировать Чехова). Помню, как-то в молодые годы, когда я отошел от его музыки и даже Вторая симфония оставила меня равнодушным, я применил к нему определение «ловкий фабрикатор искусственных цветов», которое Вагнер отнес (несправедливо!) к Россини.

Нет, это не так, конечно. Видимо, индивидуальность Щедрина от меня пока ускользает.

«Ускользающая красота» (название фильма Берталуччи).

Комментариев нет:

Отправить комментарий