Прочитал (отчасти
перечитал) мемуары М. Плисецкой («Я, Майя Плисецкая»). Там есть глава,
посвященная Родиону Щедрину («Хочу справедливости»). Мне захотелось вернуться к
музыке этого композитора, которого я не слушал очень-очень давно. Лет 15 как
минимум.
И за последние дни прослушал следующие сочинения (с классик-онлайн, хотя в шкафу есть некоторые пластинки):
1) 1) Концерт №5
для ф-но с орк., соч. 1999 г. (Д. Мацуев, дир. М. Янсонс)
В
дневнике написал:
«Вполне
добропорядочный неоклассицизм а ля Прокофьев. Но слушать приятно, хотя и не
ново. Наиболее интересен финал, самый конец».
2) 2) «Анна
Каренина», фильм-балет.
Написал,
что есть интересные моменты как в музыке, так и в хореографии. Но судить по
просмотру на ютубе, строго говоря, нельзя. Надо видеть живой балет. Интересно
было смотреть и слушать, но ничего великого и гениального я не нашел.
3) 3) «Автопортрет»,
соч. 1984 г.
Его
очень выдвигает Плисецкая. Музыка, безусловно, весьма интересна, отчасти
необычна, но, чтобы разобраться в многочисленных автоцитатах, надо очень хорошо
знать всё творчество композитора, от чего я, разумеется, далек.
4) 4) Концерт №3
для ф-но с орк., соч. 1973 г. (автор, дир. Е. Светланов)
Вот эта
вещь произвела, пожалуй, самое сильное впечатление (вместе с только
прослушанной Второй симфонией, но о ней речь еще пойдет).
Концерт,
как известно, называется «Вариации и тема». И тему, которая возникает у солиста
в самом конце, расстреливают. Тема=личность=форма (следуя лосевской «Диалектике
художественной формы»). Расстреливают личность.
5) 5) «Музыкальное приношение», соч. 1983 г.
Слушал в полной версии с классик-онлайн. Автор играл
на органе. Запись 1986 г. Исполнители не указаны, но вероятно, что это тот же
состав, что в записи 1983 г. на «Погружении»:
http://www.intoclassics.net/news/2009-11-26-11351
Мой комментарий в дневнике (20.04.2004):
По мере прослушивания интерес и сочувствие нарастали [я слушал тогда пластинки с сокращенной версией]. Это гигантская инструментальная драма, персонажи которой (именно персонажи, а не герой) – некий безликий homo instrumentalis. Но орган? Бог?
Сегодня впечатление было неопределенным, но скорее положительным.
Плисецкая
холодно отнеслась к этому сочинению (которое, кстати говоря, высоко ценил
Шнитке) и написала даже нечто забавное:
«Конечно,
есть у Щедрина сочинения, которые я воспринимаю трудно. Стремлюсь быть
непредвзятой. Вот, к примеру, «Музыкальное приношение» для органа с духовыми.
Мне бывало мучительно нелегко дослушать сочинение до конца. А длится оно более
двух часов. Лишь женина покорность удерживала меня в кресле концертного зала до
последней точки финала. Страсть как хотелось устремиться за беглецами, кто
покидал аудиторию, протестующе скрипя половицами. Тут я начинала чувствовать,
что соприкасаюсь во вкусах с нашей собакой таксой Бати (подарок Марии Шелл),
которая внезапно нестерпимо завыла с первых же тактов телевизионной записи
этого сочинения».
Но, в
целом, Плисецкая считает, что музыка ее мужа, выдающегося композитора, сильно
недооценена.
6) 6) Концерт для
ф-но и струнного оркестра, №6, соч. 2003 (Е. Мечетина, дир. Дм. Ситковецкий).
Опять
добропорядочный и приятный для слуха неоклассицизм.
7) 7) Вторая
симфония (25 прелюдий для оркестра), соч. 1962-65 гг. (дир. Г. Рождественский)
А вот
это замечательно!
В юности
я был буквально ошеломлен, когда прослушал эту симфонию (в той же записи с
пластинки). Об этом есть у меня запись в дневнике (от 26 июня 1970 г.):
В
день перед экзаменом проделал опасный эксперимент: слушал Вторую симфонию
Щедрина. Сейчас у меня такое чувство, какое нелегко описать словами. Меня или
избили, или ударили чем-то по голове; к горлу подкатил ком.
«Что
это??!!! Музыка? Нет, бессмысленная какофония!»
Слушайте,
хаос, кажется, прекратился. Это пассакалия. Могучая и страстная, как голос
человека, преисполненного ужаса перед страшным мраком, в котором копошатся
отвратительные чудовища. Пассакалия сменяется фугой, вслед за ней снова
благородные порывы человека к человеческому. Иногда совершенно нереальная,
потусторонняя музыка: грёзы тихим вечером, измученность, усталость.
«Мы
пожрем вас, мы расстреляем, уничтожим вас, втопчем в землю. Вы исчезните раз и
навсегда».
Марш,
дикие вопли труб, низкие медные, как пикирующие самолеты. Выстрел и вопль, еще
раз выстрел и вопль. Начинается оргия. «Мы втопчем вас в землю».
Наступает
тишина. Долгая и торжественная. И вдруг перед самым концом кто-то похохатывает:
издевательски и с большим юмором. «Нас не так-то легко уничтожить и втоптать в
землю. Мы вечны». Слабый, еле слышный, звон кончает симфонию.
Я
представляю, как это звучит в зале. Можно не встать с места после этой
симфонии.
Конечно, чувствуется сильное влияние Шостаковича, особенно Четвертой симфонии, которая к тому времени уже была исполнена. Вплоть до почти цитат. Тот раздел, который я назвал фугой, ассоциируется с неистовым фугато в разработке 1-й части симфонии Шостаковича. Но у Щедрина, может быть, не столько фуга, сколько сложная полифоническая пьеса, в которой контуры фуги (и даже двойной) угадываются. Военные отзвуки в симфонии Щедрина несомненны. В одной из прелюдий имитируется настройка оркестра перед исполнением. Сам автор рассказывал об этом так: один его знакомый вернулся с войны и попал на концерт. Когда начал настраиваться оркестр, человек не выдержал и разрыдался.
Театральную
музыку Щедрина я знаю плохо, хотя опера «Мертвые души» мне даже нравилась. А к его балетам по Толстому и Чехову я в
молодости относился крайне скептически. Виденный где-то лет в 10-12 балет
«Конёк-горбунок» меня приятно удивил. Я решил, что хоть музыка и новая, но ее
можно слушать. По крайней мере, она не мешает смотреть, как танцуют. В детстве
и ранней юности я имел очень консервативные музыкальные вкусы. Правда, был
потрясен балетом Прокофьева «Ромео и Джульетта», именно музыка меня поразила,
но и постановка Лавровского была великолепна.
Не без
интереса я слушал 24 прелюдии и фуги в авторском исполнении. Надо будет
переслушать.
Должен
признаться, однако, что я всё-таки не могу ухватить, в чем состоит оригинальный
стиль Щедрина. Некоторые его сочинения кажутся пением механического соловья
(если процитировать Чехова). Помню, как-то в молодые годы, когда я отошел от
его музыки и даже Вторая симфония оставила меня равнодушным, я применил к нему
определение «ловкий фабрикатор искусственных цветов», которое Вагнер отнес
(несправедливо!) к Россини.
Нет, это
не так, конечно. Видимо, индивидуальность Щедрина от меня пока ускользает.
«Ускользающая
красота» (название фильма Берталуччи).
Комментариев нет:
Отправить комментарий