"Л.В. Николаев (мой учитель) как-то сказал мне. "Танеев не любил музыкальных критиков. Он (Танеев) говорил: "Критики - это те, которые в силу ли отсутствия дарования или по каким-то иным причинам не попали в разряд критикуемых".
Тот же Николаев так определил музыковедов. На вопрос одного своего ученика, кто такие и что такое музыковеды, он сказал так (Л.В. был добрым человеком и подкармливал своих учеников - беседа шла за яичницей):
"Паша (это домработница) приготовила яичницу. Мы едим эту яичницу. Представь себе, что есть люди, которые не готовят яичницу, не едят ее, а говорят о яичнице. Это будут яичницоведы. Также и в музыке: есть люди, которые не сочиняют музыку, не слушают (точнее, не слышат) ее, а говорят о музыке".
Сказано это было хоть и дискуссионно, но с большим чувством".
(Е.С. Власова. 1948 год в советской музыке. - М.: Классика-XXI, 2010.- С. 373)
Я далек от того, чтобы разделить это отношение к музыковедам (литературо- и вообщеискусство-ведам) en bloc, но к некоторым персонажам оно вполне применимо.
Царь Мидас закрывал свои ослиные уши специальной шапкой. Как видно, в качестве таковой может выступать и консерваторское образование.
Что же до критики, то я разделяю позицию Пушкина:
"Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы.
Она основана на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений.
Не говорю о беспристрастии – кто в критике руководствуется чем бы то ни было кроме чистой любви к искусству, тот уже нисходит в толпу, рабски управляемую низкими, корыстными побуждениями.
Где нет любви к искусству, там нет и критики. Хотите ли быть знатоком в художествах? – говорит Винкельман. – Старайтесь полюбить художника, ищите красот в его созданиях".
Предпоследний абзац особенно важен. И что может быть уродливее музыканта, который не слышит музыку?
Комментариев нет:
Отправить комментарий