Ярлыки

"Коммерсант" (1) 18 век (23) 1948 (1) 20 век (6) 28 октября (1) А. Герман (1) А. Иванов (2) А. Кузнецов (1) А. Михайлов (2) Аберт (6) Австрия (9) Авторханов (1) Адриан (2) Акутагава (3) Альберт Эйнштейн (2) Альфред Эйнштейн (8) Аристотель (2) Аррау (1) архив (1) Ассизи (1) аутентизм (4) Ахматова (15) Б. Вальтер (2) Б. Иоффе (1) Б. Слуцкий (1) Б.С. Ямпольский (1) Бадура-Скода (1) Байрон (3) Бакхилид (1) Бальзак (1) Барселона (9) Барток (4) Баршай (4) Бах (23) Беллини (1) Берберова (1) Берг (5) Бергман (2) Бердяев (2) Берлиоз (4) Бёрнс (1) Бетховен (80) Библия (2) Бизе (2) Блок (4) Бодлер (6) Боккерини (1) Болонья (3) Борисов-Мусатов (1) Босх (1) Брамс (23) Бриттен (2) Бродский (4) Брукнер (20) Брюсов (2) Булгаков (3) Бургос (5) В. Вулф (1) В. Скотт (1) Вагнер (32) Вайнберг (4) Валенсия (2) Ван-Гог (2) Васильев (1) Ватикан (2) Вебер (1) Веберн (6) Веласкес (1) Вена (4) Венеция (14) Вентимилья (4) Верди (15) Вересаев (2) Вермеер (1) Верона (3) Вивальди (3) Винер (1) Виотти (1) Виссембург (1) Виченца (3) Вишневецкий (1) Волошин (1) Вольф (1) Г. Джеймс (1) Г. Манн (1) Г. Попов (2) Габричевский (1) Гаврилов (1) Гайдн (39) Гауди (3) Гегель (10) Гельдерлин (5) Гендель (7) Генуя (2) Германия (3) Гершкович (1) Гессе (2) Гете (20) Гизекинг (1) Гилельс (2) Глазунов (5) Гликман (2) Глинка (6) Глюк (16) Гоббема (1) Гоголь (2) Годар (1) Гойя (3) Гольденвейзер (1) Гораций (1) Горький (2) Гранада (1) Грац (4) Григ (1) Грюневальд (2) Губайдулина (2) Гульд (7) Гуссерль (1) Гюго (1) Д. Курляндский (1) Дали (1) Данте (1) даты (2) Дворжак (1) Дебарг (1) Дебюсси (8) Делиль (1) Делякруа (2) Денисов (4) Дж. Элиот (1) Джойс (8) Диккенс (1) дирижеры (12) дневник (35) Достоевский (18) Древний Египет (1) Дубровник (2) Дудинцев (1) ЖЖ (59) живопись (35) Завадский (1) Зальцбург (4) заметки для себя (1) Зандерлинг (1) записи (1) записки (5) И. Гарин (1) И. Грекова (2) И.-Кр. Бах (2) Ибсен (1) Иоффе (1) Испания (47) история (11) Италия (73) К. Дэвис (3) К. Стамиц (2) К.Ф.Э. Бах (2) Кадис (2) Кальдара (1) Кант (3) Караян (1) Карлсруэ (1) Кафка (2) Кейдж (1) кино (12) Клементи (1) Клемперер (1) Козинцев (2) Коломенское (16) Кольмар (3) Кольридж (2) Кордова (3) Краус (2) Крипс (1) Л.Н. Гумилев (1) Ландовска (2) Ларошфуко (1) Левитан (1) Леонардо (7) Лермонтов (4) Лист (2) литература (20) личное (5) Локшин (3) Лортцинг (1) Лосев (3) Лувр (3) Луцкер и Сусидко (7) Люлли (1) Лютославский (5) Лядов (1) М. Гайдн (3) М. Юдина (6) Мадрид (7) Малага (1) Малер (19) Мандельштам (11) Маркс (2) математика (4) Маульбронн (1) мемории (4) Мендельсон (9) Мережковский (3) Мериме (2) Микеланджело (2) Милан (5) Мишель Фуко (1) модерн (1) мои увлечения (1) мой дом (2) Моне (1) Монтефиоре (1) Мопассан (1) Москва (4) Моцарт (266) Моцарт_инструментальные концерты (5) Моцарт_камерная музыка (16) Моцарт_клавир (25) Моцарт_клавирный концерт (34) Моцарт_концертные арии (1) Моцарт_метатема стиля (1) Моцарт_опера (75) Моцарт_письма (5) Моцарт_серенады (4) Моцарт_симфонии (26) Моцарт_скрипичные концерты (1) Моцарт_скрипичные сонаты (5) Моцарт_сочинения для органа (2) Моцарт_струнное трио (5) Моцарт_струнный квартет (41) Моцарт_струнный квинтет (10) Моцарт_фортепианное трио (2) Моцарт_фортепианный квартет (1) Моцарт_церковная музыка (18) моцартофобия (9) музыка (7) музыковедение (1) Муратов (1) Мусоргский (3) Мухина (1) Мыс Рока (1) Мысливечек (4) Мясковский (6) Н. Мандельштам (7) Н.И. Вавилов (1) Набоков (4) Наполеон (1) Неаполь (1) Нейгауз (4) нововенская школа (1) Олеша (1) опера (4) Орвьето (1) Островский (1) П. Мещеринов (1) Паизиелло (3) Палестрина (1) Параджанов (1) Париж (17) Пастернак (4) Пахельбель (1) Перголези (2) Петербург (13) Петефи (1) пианисты (16) Пиза (2) Пикассо (6) Пластов (1) Платон (8) Платонов (1) Плейель (1) Плисецкая (2) политика (7) Помпеи (1) Португалия (1) Посвятовска (1) поэзия (8) Прага (5) Прадо (1) Прокофьев (23) Пруст (9) Псков (1) Пуссен (1) путешествия (156) Пушкин (30) Пфицнер (2) Р. Роллан (3) Р. Штраус (4) работа (2) Равель (2) Равенна (1) Радклиф (1) Рамо (1) Раневская (2) Рафаэль (6) Рахманинов (2) РГГУ (1) Регер (3) Реймс (1) Рембрандт (1) Рильке (1) Рим (17) Римский-Корсаков (3) Рихтер (32) Россини (6) Руан (1) Рублев (1) Русский музей (2) Рыбаков (1) С. Волков (3) С. Лем (1) С. Цвейг (4) С.Л. Франк (1) Сабанеев (1) Саква (1) Саламанка (2) Сальери (8) Сарагоса (4) Саути (1) Свифт (1) Севилья (11) Сеговия (4) семья (2) Сен Санс (1) Сенкевич (1) Сиена (2) Синявский (1) Скрябин (2) смешное (4) события (3) Соколов (3) Соллертинский (3) Спелло (1) Специя (1) Спиноза (2) СССР (1) Сталин (5) Стамбул (2) Стендаль (1) Стравинский (15) Страсбург (3) Стругацкие (2) Сурбаран (1) Т. Манн (15) Тагор (3) Танеев (7) Тарковский (6) Тёрнер (3) технические проблемы (6) Тимофеев-Ресовский (1) Толедо (3) Толстой (4) Трифонов (1) Тургенев (5) Турция (2) Тютчев (1) Уствольская (3) Фейхтвангер (2) Фет (2) философия (36) Финале Лигуре (5) Фишер-Дискау (2) Флейшман (1) Флоренция (15) форум (6) фотомимолетности (27) Франк (2) Франция (25) Х. Арендт (1) Хайдеггер (7) Хайдельберг (2) Хассе (4) Холст (1) Хорватия (2) Цветаева (3) Цымбал (1) Чайковский (35) Черчилль (1) Чехия (5) Чехов (5) Чимароза (1) Чичерин (25) Шартр (3) Шекспир (9) Шиллер (1) Шкловский (1) Шмидт (1) Шнитке (3) Шодерло де Лакло (1) Шопен (13) Шопенгауэр (11) Шостакович (80) Шоу (2) Шрекер (1) Шуберт (26) Шуман (5) Щедрин (1) Э. Лир (1) Э. Мане (1) Э. Неизвестный (1) Э. По (1) Эберлин (1) Эдгар По (1) Элиот (2) Энгельс (1) Эрмитаж (4) Эскуриал (2) эстетика (10) Ю. Анненков (1) Ю. Герман (1) Ян Стамиц (1) Facebook (13) Porto Venere (1) youtube (5)

пятница, 5 января 2024 г.

Музыка на каникулах

 В прошлом году я слушал музыку 122 композиторов (я давно уже веду статистику прослушиваний; статистика сумасшедшего меломана). Никогда до этого не было такого "покрытия", сам удивляюсь.

С начала этого года я три раза слушал полностью музыку "Лебединого озера", причем один раз смотрел с ютуба спектакль Венской оперы с Р. Нуреевым и М. Фонтейн в главных ролях (1966 год). Конечно, с существенными купюрами и перестановкой номеров. Нуреев великолепен, но сам спектакль на среднем уровне.

Наиболее полно партитура балета воспроизведена в записи Лондонского филармонического оркестра под управлением Р. Бонинга (август 1975 г., с classic-online). И были еще пластинки с Г. Рождественским.

Как ни странно, музыку этого балета я знаю хуже всего (из балетов Чайковского). А какие сильные детские впечатления - и от музыки на пластинках, и от прекрасного спектакля Большого театра!

Два раза был равелевский "Вальс", который неизменно меня восхищает. Оба раза с франкфуртским оркестром: запись с концерта на открытом воздухе под управлением А. Ороско-Эстрада (август 2014 г.) и совсем новая запись под управлением А. Алтиноглу (28 авг. 2021 г.).

Всё с ютуба.

Одно из самых сильных впечатлений - запись Виолончельной сонаты Шостаковича с Д. Шафраном и автором (ноябрь 1946 г.). Я не знал такого исполнения, а оно замечательно и показывает сонату как очень интересное и глубокое сочинение, которое я, выходит, сильно недооценивал. Знакомством с записью я обязан своему другу <lj user="mendelbookinist" />, за что говорю ему огромное спасибо.

На эту запись дам ссылку:

https://youtu.be/a2xpRD78Yi8?si=dY4ZYmZS9glXBzwD

На этой же странице ютуба можно найти ссылку на исполнение Первого виолончельного концерта Шостаковича в Иерусалиме 10 января 2023 г. (С. Иссерлис, дир. А. Бирон). 

Здесь мне не всё понравилось. Слишком медленные темпы в 1 части и в финале (как-то "вязко" у оркестра получалось), валторнист не всегда был на высоте, да и солист глотал в каденции тихие ноты пиццикато. Но некоторые детали были интересны и выразительны.

***

Не хотелось почему-то слушать моих любимых венских классиков, но вот вчера пришла в голову фантазия пересмотреть фильм Висконти "Семейный портрет в интерьере".

Там есть эпизод, где Конрад просит профессора поставить пластинку с концертной арией Моцарта "Vorrei spiegarvi, oh Dio!", K. 418.

После фильма поставил эту арию (с 5-дискового комплекта фирмы EMI в исполнении Э. Хобарт и Венским камерным орк. под упр. Д. Фишера).

И она не произвела на меня впечатления (хотя я слушаю ее не в первый, да даже и не во второй раз). Конечно, всё красиво, но как-то не трогает.

Как и прослушанная после ария (с речитативом) "Popoli di Tessaglia" (К. 316) - вставной номер к глюковской "Альцесте". Сколько ни слушаю, не могу проникнуться. Кроме, пожалуй, начала речитатива, кажется технически невероятно трудным холодным кунштюком.

Сегодня с утра были еще некоторые концертные арии Моцарта.

1) "Bella mia fiamma, addio!...Resta, oh cara", K. 528 (Кири Те Канава, дир. Д. Фишер).

Думаю, что эта ария - одна из лучших у Моцарта (даже кажется, что ею "попользовался" наш основоположник Михаил Иванович Глинка).

Ария написана в ноябре 1787 г. в Праге на вилле Бертрамка, уже после премьеры "Дон Жуана", для Жозефины Душковой. Якобы певица категорически потребовала от Моцарта арию для нее, заперла его в комнате и сказала, что не выпустит, пока не получит арию. Моцарт сдержал слово, но в свою очередь сказал, что арию Жозефине не отдаст, если она не споет ее с листа и без ошибок. Думаю, примадонна справилась с задачей (нелёгкой!). Ведь тогда в опере дураков и неумех не держали (в отличие от наших дней).

Вот такой анекдот.

2) "Per pieta, non ricercate", K. 420 (Г. Винберг, дир. Д. Фишер).

Эту арию я очень люблю, а ее начало "процитировал" Бетховен в медленной части 10-й сонаты. Интересно, сознательно или невольно?

3) "Cosi dunque tradisci... Aspri rimorsi atroci", K. 432 (Д. Фишер-Дискау, Венский Гайдновский орк., дир. Р. Петерс).

А вот это гениально. Даже сверх-гениально. Особенно в гениальной же интерпретации ДФД. Чичерин усматривает здесь предвосхищение "Лесного царя" Шуберта, а я сегодня подумал даже о дуэте могильщиков в "Фиделио". И мрачная тональность f-moll выделяет эту арию среди прочих.

4) "Rivogete a lui lo sguardo", K. 584 (Ф. Корена, орк. Королевской оперы "Ковент Гарден", дир. А. Куадри).

Дополнительный номер в Cosi fan tutte для Гульельмо (вместо №15). Великолепная буффонная ария, в духе персонажа.

5) "Per questa bella mano", K. 612 (те же исполнители).

От этой арии я одно время просто тащился, сам не знаю почему. Сейчас пыл поубавился, но всё равно восхищаюсь.

***

Что еще?

Два ноктюрна Шопена op. 62 (H-dur, n 17; E-dur, n 18) в исп. О. Бошняковича.

E-dur'ный ноктюрн я в молодости играл (и даже не так плохо). H-dur'ный не решался из-за очень сложного пассажа в одном месте. Как и не решался даже разбирать Das-dur'ный ноктюрн (№2 из op. 27, №8 в общей нумерации) из-за одного пассажа в 48 нот в правой руке (хоть они и ровно укладываются на 12 нот в левой руке, "раскатать" их я не мог из-за своей слабой техники). Но предыдущий ноктюрн (cis-moll) я выучил. И что-то получалось.

***

О! И как же я забыл! "Весна священная" Стравинского (А. Ороско-Эстрада, Франкфурт). Переворот в музыке, сравнимый с переворотом в литературе, произведенным джойсовским "Улиссом" и в науке - теориями Эйнштейна.


The man that hath no music in himself,

Nor is not moved with concord of sweet sounds,

Is fit for treason, stratagems, and spoils;

The motions of his spirit are dull as  night,

And his affections dark as Erebus;

Let no such man be trusted.


Но человек, "имеющий музыку в себе", вполне может оказаться негодяем.


Комментариев нет:

Отправить комментарий