В прошлом году я слушал музыку 122 композиторов (я давно уже веду статистику прослушиваний; статистика сумасшедшего меломана). Никогда до этого не было такого "покрытия", сам удивляюсь.
С начала этого года я три раза слушал полностью музыку "Лебединого озера", причем один раз смотрел с ютуба спектакль Венской оперы с Р. Нуреевым и М. Фонтейн в главных ролях (1966 год). Конечно, с существенными купюрами и перестановкой номеров. Нуреев великолепен, но сам спектакль на среднем уровне.
Наиболее полно партитура балета воспроизведена в записи Лондонского филармонического оркестра под управлением Р. Бонинга (август 1975 г., с classic-online). И были еще пластинки с Г. Рождественским.
Как ни странно, музыку этого балета я знаю хуже всего (из балетов Чайковского). А какие сильные детские впечатления - и от музыки на пластинках, и от прекрасного спектакля Большого театра!
Два раза был равелевский "Вальс", который неизменно меня восхищает. Оба раза с франкфуртским оркестром: запись с концерта на открытом воздухе под управлением А. Ороско-Эстрада (август 2014 г.) и совсем новая запись под управлением А. Алтиноглу (28 авг. 2021 г.).
Всё с ютуба.Одно из самых сильных впечатлений - запись Виолончельной сонаты Шостаковича с Д. Шафраном и автором (ноябрь 1946 г.). Я не знал такого исполнения, а оно замечательно и показывает сонату как очень интересное и глубокое сочинение, которое я, выходит, сильно недооценивал. Знакомством с записью я обязан своему другу <lj user="mendelbookinist" />, за что говорю ему огромное спасибо.
На эту запись дам ссылку:
https://youtu.be/a2xpRD78Yi8?si=dY4ZYmZS9glXBzwD
На этой же странице ютуба можно найти ссылку на исполнение Первого виолончельного концерта Шостаковича в Иерусалиме 10 января 2023 г. (С. Иссерлис, дир. А. Бирон).
Здесь мне не всё понравилось. Слишком медленные темпы в 1 части и в финале (как-то "вязко" у оркестра получалось), валторнист не всегда был на высоте, да и солист глотал в каденции тихие ноты пиццикато. Но некоторые детали были интересны и выразительны.
***
Не хотелось почему-то слушать моих любимых венских классиков, но вот вчера пришла в голову фантазия пересмотреть фильм Висконти "Семейный портрет в интерьере".
Там есть эпизод, где Конрад просит профессора поставить пластинку с концертной арией Моцарта "Vorrei spiegarvi, oh Dio!", K. 418.
После фильма поставил эту арию (с 5-дискового комплекта фирмы EMI в исполнении Э. Хобарт и Венским камерным орк. под упр. Д. Фишера).
И она не произвела на меня впечатления (хотя я слушаю ее не в первый, да даже и не во второй раз). Конечно, всё красиво, но как-то не трогает.
Как и прослушанная после ария (с речитативом) "Popoli di Tessaglia" (К. 316) - вставной номер к глюковской "Альцесте". Сколько ни слушаю, не могу проникнуться. Кроме, пожалуй, начала речитатива, кажется технически невероятно трудным холодным кунштюком.
Сегодня с утра были еще некоторые концертные арии Моцарта.
1) "Bella mia fiamma, addio!...Resta, oh cara", K. 528 (Кири Те Канава, дир. Д. Фишер).
Думаю, что эта ария - одна из лучших у Моцарта (даже кажется, что ею "попользовался" наш основоположник Михаил Иванович Глинка).
Ария написана в ноябре 1787 г. в Праге на вилле Бертрамка, уже после премьеры "Дон Жуана", для Жозефины Душковой. Якобы певица категорически потребовала от Моцарта арию для нее, заперла его в комнате и сказала, что не выпустит, пока не получит арию. Моцарт сдержал слово, но в свою очередь сказал, что арию Жозефине не отдаст, если она не споет ее с листа и без ошибок. Думаю, примадонна справилась с задачей (нелёгкой!). Ведь тогда в опере дураков и неумех не держали (в отличие от наших дней).
Вот такой анекдот.
2) "Per pieta, non ricercate", K. 420 (Г. Винберг, дир. Д. Фишер).
Эту арию я очень люблю, а ее начало "процитировал" Бетховен в медленной части 10-й сонаты. Интересно, сознательно или невольно?
3) "Cosi dunque tradisci... Aspri rimorsi atroci", K. 432 (Д. Фишер-Дискау, Венский Гайдновский орк., дир. Р. Петерс).
А вот это гениально. Даже сверх-гениально. Особенно в гениальной же интерпретации ДФД. Чичерин усматривает здесь предвосхищение "Лесного царя" Шуберта, а я сегодня подумал даже о дуэте могильщиков в "Фиделио". И мрачная тональность f-moll выделяет эту арию среди прочих.
4) "Rivogete a lui lo sguardo", K. 584 (Ф. Корена, орк. Королевской оперы "Ковент Гарден", дир. А. Куадри).
Дополнительный номер в Cosi fan tutte для Гульельмо (вместо №15). Великолепная буффонная ария, в духе персонажа.
5) "Per questa bella mano", K. 612 (те же исполнители).
От этой арии я одно время просто тащился, сам не знаю почему. Сейчас пыл поубавился, но всё равно восхищаюсь.
***
Что еще?
Два ноктюрна Шопена op. 62 (H-dur, n 17; E-dur, n 18) в исп. О. Бошняковича.
E-dur'ный ноктюрн я в молодости играл (и даже не так плохо). H-dur'ный не решался из-за очень сложного пассажа в одном месте. Как и не решался даже разбирать Das-dur'ный ноктюрн (№2 из op. 27, №8 в общей нумерации) из-за одного пассажа в 48 нот в правой руке (хоть они и ровно укладываются на 12 нот в левой руке, "раскатать" их я не мог из-за своей слабой техники). Но предыдущий ноктюрн (cis-moll) я выучил. И что-то получалось.
***
О! И как же я забыл! "Весна священная" Стравинского (А. Ороско-Эстрада, Франкфурт). Переворот в музыке, сравнимый с переворотом в литературе, произведенным джойсовским "Улиссом" и в науке - теориями Эйнштейна.
The man that hath no music in himself,
Nor is not moved with concord of sweet sounds,
Is fit for treason, stratagems, and spoils;
The motions of his spirit are dull as night,
And his affections dark as Erebus;
Let no such man be trusted.
Но человек, "имеющий музыку в себе", вполне может оказаться негодяем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий