Вчера слушал Мессу F-dur, KV192, Моцарта. Это действительно одна из лучших его месс. Она особенно знаменательна тем, что там, в Credo, проводится всё время четырехзвучный мотив, который почти в том же виде появится в финале его последней симфонии.
Аберт в связи с этим пишет:
"Истоки нашего мотива - в литургии, а именно - в начальной интонации магнификата в третьем ладу или "Gloria":
<нотный пример>
Эта интонация хорошо известна в церковной музыке со времен нидерландцев. Именно при Моцарте она проникла в светскую музыку, да и самого Моцарта она сопровождала на протяжении всего его творчества - вплоть до большой Симфонии C-dur".
(Г. Аберт. Моцарт. - перевод и коммент. К. Саквы. - М.: Музыка, 1978. - Ч. I, кн. 1, С. 386.)
У меня давно уже, до того, как я что-то об этом прочитал, возникла гипотеза, что этот мотив может быть назван метатемой стиля Моцарта (если использовать термин В. Н. Холоповой), и я артикулирую его слогами имени:
WOLF-GANG-MO-ZART.
Помимо примеров, приводимых Абертом (а он даже в Первой симфонии, К. 16, находит этот мотив - см. там же на стр. 129), могу еще упомянуть Квартет G-dur, K. 387 (финал), где этот мотив расширяется до пяти нот, но "ядро" составляют именно те же четыре ноты. Кроме того, им буквально "прошит" весь "Дон Жуан", но там он нигде не звучит столь отчетливо, находится под спудом, а на свободу вырывается в заключительном фугато. Вообще, в самых разных сочинениях можно заметить многочисленные ритмо-интонационные модификации мотива, например, в начале медленной части Серенады К. 361.
Помимо всего прочего, это интересно тем, что нечто абсолютно надличное Моцарт сделал своим Credo (если использовать слова Г. Бека, на которые в одной из своих работ ссылается Е. Чигарева). Сделать объективное, сверхличное, своим, субъективным (но эту субъективность как бы зашифровать) - это очень в стиле Моцарта (и, наверное, в стиле эпохи тоже; просто Моцарт эту эпоху наиболее ярко выражает).
Аберт в связи с этим пишет:
"Истоки нашего мотива - в литургии, а именно - в начальной интонации магнификата в третьем ладу или "Gloria":
<нотный пример>
Эта интонация хорошо известна в церковной музыке со времен нидерландцев. Именно при Моцарте она проникла в светскую музыку, да и самого Моцарта она сопровождала на протяжении всего его творчества - вплоть до большой Симфонии C-dur".
(Г. Аберт. Моцарт. - перевод и коммент. К. Саквы. - М.: Музыка, 1978. - Ч. I, кн. 1, С. 386.)
У меня давно уже, до того, как я что-то об этом прочитал, возникла гипотеза, что этот мотив может быть назван метатемой стиля Моцарта (если использовать термин В. Н. Холоповой), и я артикулирую его слогами имени:
WOLF-GANG-MO-ZART.
Помимо примеров, приводимых Абертом (а он даже в Первой симфонии, К. 16, находит этот мотив - см. там же на стр. 129), могу еще упомянуть Квартет G-dur, K. 387 (финал), где этот мотив расширяется до пяти нот, но "ядро" составляют именно те же четыре ноты. Кроме того, им буквально "прошит" весь "Дон Жуан", но там он нигде не звучит столь отчетливо, находится под спудом, а на свободу вырывается в заключительном фугато. Вообще, в самых разных сочинениях можно заметить многочисленные ритмо-интонационные модификации мотива, например, в начале медленной части Серенады К. 361.
Помимо всего прочего, это интересно тем, что нечто абсолютно надличное Моцарт сделал своим Credo (если использовать слова Г. Бека, на которые в одной из своих работ ссылается Е. Чигарева). Сделать объективное, сверхличное, своим, субъективным (но эту субъективность как бы зашифровать) - это очень в стиле Моцарта (и, наверное, в стиле эпохи тоже; просто Моцарт эту эпоху наиболее ярко выражает).
Комментариев нет:
Отправить комментарий