Как-то я в юности написал в дневнике, что слушаю то Моцарта, то Бетховена и испытываю огромную радость от того, что есть и тот и другой.
Последние дни у меня перевес в пользу Бетховена, прежде всего потому, что читаю замечательную книгу Л.В. Кириллиной о нем (в серии ЖЗЛ). Со страниц этой книги Гений встает как живой человек. Увы, скоро кончу...
Вот сегодня слушал 13 квартет (в исп. Токийского квартета), а потом отдельно переслушал Большую фугу в исп. Альбан Берг-квартета и следил по нотам. Смог всё проследить наконец, что мне никак вполне не удавалось. Для немузыканта это не очень тривиально. Текст невероятной сложности.
А вечером поставил пластинку с Диабелли-вариациями в гениальном исполнении М. Юдиной. Я подумал, что эти вариации можно сравнить с эпизодами джойсовского "Улисса" - чем дальше, тем глубже и загадочнее.
***
По поводу Большой фуги
Меня поражает сам графический облик партитуры, сам текст, предназначенный для глаз, а не для ушей. В самом этом тексте заключена целая космогония: от "ячейки", двух слигованных восьмушек, "мельчайшей искорки" (Тагор), до гигантских лиг, охватывающих половинные ноты на протяжении многих тактов. А сама тема, которую, начинает 1-я скрипка и которая для слуха оказывается доминирующей (именно для СЛУХА), ведь очень близка теме финала 14-го квартета, этого безумного танца, как его определял Вагнер.
Возникает (в фуге op. 133) образ неистового пляшущего Демиурга. Шива - царь танца.
Я увидал, как за кулисами из омертвевших звезд
Царь танца застыл в одиночестве.
(Тагор)
Последние дни у меня перевес в пользу Бетховена, прежде всего потому, что читаю замечательную книгу Л.В. Кириллиной о нем (в серии ЖЗЛ). Со страниц этой книги Гений встает как живой человек. Увы, скоро кончу...
Вот сегодня слушал 13 квартет (в исп. Токийского квартета), а потом отдельно переслушал Большую фугу в исп. Альбан Берг-квартета и следил по нотам. Смог всё проследить наконец, что мне никак вполне не удавалось. Для немузыканта это не очень тривиально. Текст невероятной сложности.
А вечером поставил пластинку с Диабелли-вариациями в гениальном исполнении М. Юдиной. Я подумал, что эти вариации можно сравнить с эпизодами джойсовского "Улисса" - чем дальше, тем глубже и загадочнее.
***
По поводу Большой фуги
Меня поражает сам графический облик партитуры, сам текст, предназначенный для глаз, а не для ушей. В самом этом тексте заключена целая космогония: от "ячейки", двух слигованных восьмушек, "мельчайшей искорки" (Тагор), до гигантских лиг, охватывающих половинные ноты на протяжении многих тактов. А сама тема, которую, начинает 1-я скрипка и которая для слуха оказывается доминирующей (именно для СЛУХА), ведь очень близка теме финала 14-го квартета, этого безумного танца, как его определял Вагнер.
Возникает (в фуге op. 133) образ неистового пляшущего Демиурга. Шива - царь танца.
Я увидал, как за кулисами из омертвевших звезд
Царь танца застыл в одиночестве.
(Тагор)
Комментариев нет:
Отправить комментарий