«Он заставлял его слушать, что было в Гуно от Шумана, в
Цезаре Франке от Листа, как Дебюсси преломлял Мусоргского и где
«вагнерианствовали» д'Энди и Шабрие. И также необходимо для него было
показывать, что между современниками — даже столь различными по своей природе,
как Чайковский и Брамс, — взаимосвязь существует уже в силу того, что они
современники. Он играл ему отрывки из одного, которые с таким же успехом могли
принадлежать другому».
(Т. Манн. Доктор Фаустус, гл. IX)
Чайковского и Брамса, вздумавших родиться с один день с
разрывом в семь лет, я люблю, но, как говорится, каждого отдельно.
На мой взгляд, общее у них то, что они оба, каждый
по-своему, пытались, может быть, даже не ставя отчетливо такой цели, «избыть»,
снять (в гегелевском смысле) бетховенско-вагнеровский «титанизм», которому в ту
же эпоху ортодоксально следовал Брукнер. Но Брамс шел «назад к Баху», а
Чайковский – «назад к Моцарту».
Дальше, кстати, у Томаса Манна читаем:
«У Брамса, которого Кречмар ставил очень высоко, он
демонстрировал тяготение к архаическому, к староцерковным ладам, и то, как этот
аскетический элемент преображался в сумрачное богатство звучаний, в тёмное их
изобилие. Он обращал внимание ученика и на то, что в такого рода романтике, при
явственной её близости к Баху, принцип голосоведения сталкивается с
модуляционно-красочным и оттесняет его».
Впрочем, Моцарта Брамс тоже чтил,
и в «легком» финале Второго
фортепианного концерта я слышу явную отсылку к финалу последнего моцартовского
концерта (но без моцартовской головокружительной амбивалентности).
Петр Ильич был почтен мною вчера Третьей сюитой в
превосходном исполнении лондонской «Нью Филармонии» под управлением А. Дорати,
а вечером, когда у нас были гости, я поставил две части Первой сюиты (в том же
исполнении): 1-ю (Прелюдию и фугу) и 3-ю (гениальное Интермеццо). Между прочим,
молодой Ромен Роллан, которого никак нельзя причислить к поклонникам
Чайковского, описывая свои впечатления от концертов Чайковского в Париже в 1886
году, писал с восторгом, что появился вот «человек классической эпохи», что у
Чайковского «мощный современный оркестр генделевской формации», и очень
хотелось бы услышать у него (у П.И.) прелюдию и фугу (значит, Первая сюита была
тогда Роллану неизвестна, а в Париже Чайковский дирижировал Третьей сюитой;
Роллана же привела в восторг Струнная серенада).
Сегодня же я прослушал Двойной концерт Брамса (ля минор,
соч. 102) в исполнении Д. Ойстраха, М. Ростроповича и берлинских филармоников
под управлением Караяна.
Я не могу считать это сочинение
Брамса своим любимым, но я относительно плохо его знаю и решил переслушать.
Конечно, музыка прекрасна.
Если же вернуться к влияниям и связям
музыкально-исторических эпох, то у Чайковского можно найти серьезные предвестия
Малера, причем позднего, в «Пиковой даме» и в «Воеводе», а также Шостаковича
(Марш Шестой симфонии, прежде всего), не
говоря уж о Рахманинове. Расслышать же Малера в Брамсе я затрудняюсь. Но, как
известно, на Брамса ориентировался Шенберг (в принципах музыкальной
конструкции). Чайковского
же высоко ценил Стравинский, и тот же Томас Манн в том же "Докторе
Фаустусе" и в переписке усматривал влияние Чайковского на Стравинского.
Комментариев нет:
Отправить комментарий