И то и другое из полного комплекта симфоний под управлением
К. Кондрашина ("Мелодия").
Первое сочинение сегодня откровенно не понравилось. Еле
дослушал. Я думаю, что причина в неудовлетворительном вокале - как у солиста
(В. Громадский), так и у хора ("хор А. Юрлова", строго -
Государственная Академическая хоровая капелла). В молодости шло на
"ура", но я давно отвык от такого "сермяжного" пения.
А само сочинение ведь знаковое для той поры творчества
Шостаковича - хотя бы в силу существенного интонационного родства со Вторым
виолончельным концертом.
Зато опус 129 очень пришелся по душе (солист - Д. Ойстрах).
Еще бы: это одна из моих первых любвей в музыке Шостаковича.
В 19 лет я даже подробно проанализировал концерт по партитуре и записал
"свое видение". Куда девалась рукопись, не знаю. Где-то в чулане
валяется.
Что интересно: несмотря на многочисленные тематические
пересечения со 2-м виолончельным концертом, включая "Бублики", дух
музыки здесь совсем другой. Сочинение в целом светлое, лирическое, но, конечно,
не без серьезных драматических осложнений и не без сарказма. В финале и клезмеры,
и скоморохи.
Зато какой замечательный романтический момент в конце второй
части: одна и та же фраза у валторны - сперва так, а после с сурдиной. Словно перекличка рогов у рыцарского замка.
И во второй части, в драматическом речитативе солиста на
фоне тремоло струнных, можно услышать предвестника 12 квартета.
Так что даже возродился у меня интерес к этому концерту, не
переслушиваемому очень долго.
Комментариев нет:
Отправить комментарий