«Томас Манн в предисловии к немецкому переводу Дж. Конрада
отмечал, что основной характерной чертой современной литературы он считает
отказ писателей от восприятия жизни как трагедии или комедии и осмысление ими
действительности как трагикомедии.
Трагикомическое видение мира особенно характерно для
модернистов. Они часто опираются на некоторые элементы трагикомедийности в
последнем периоде творчества Шекспира, чтобы исторически оправдать, представить
правомерным собственное ощущение разобщенности человека и природы, личности и
общества путем определения и обоснования генезиса своего пессимизма».
(И. Гарин. Век Джойса, стр. 192(302))
«Нужно также помнить, что по отношению к Моцарту догматизм
невозможен, никогда нельзя сказать: Моцарта следует играть только так и не
иначе. Потому что спустя неделю его можно услышать совсем по-новому. Углубляясь
в эту музыку, понимаешь все больше и больше даже в себе самом. Например,
понимаешь трагикомизм бытия».
(К. Дэвис о Моцарте. Из интервью в «Сов. Музыке», №12,
1991.)
Именно реальный
трагикомизм лучших опер Моцарта (прежде всего «дапонтовской триады") существенно
отличают его оперы от опер его
современников, даже самых достойных. А в 19 веке в этой сфере могу назвать
только вердиевского «Фальстафа».
Комментариев нет:
Отправить комментарий