В День Рождения (248-й) Бетховена можно и Моцарта слушать.
С утра был 25-й концерт (C-dur, K. 503) в исполнении Г.
Анды. Я стал его слушать, так как вчера был совершенно захвачен исполнением М.
Перайи 24 и 25-го концертов. Я давно Перайю не ставил с моцартовскими
концертами, и был вчера очень доволен (и даже более того) его интерпретацией.
Особенно финал 25-го блестяще исполнен.
Г. Анда в кульминации 2-й части не делает никаких
импровизированных вставок, что мне больше по душе, хотя у Пейрайи эти вставки весьма удачны и не
противоречат авторскому тексту.
Но сам концерт! Что тут скажешь. Динамика, в сущности,
бетховенская.
("...грандиозный, благородный концерт C-dur K. 503,
первая часть которого по драматической мощи сопоставима с первой частью
бетховенского Пятого концерта...,- пишут Ева и Пауль Бадура-Скода в книге
"Интерпретация Моцарта" - см. перевод Л.О. Акопяна 2-го издания в
изд. "Музыка", 2011, стр. 385.)
Бетховен сегодня, разумеется, не был забыт, и я почтил его
фортепианным трио G-dur, op. 1, №2 в великолепном исполнении Beaux Arts Trio.
Превосходное сочинение, может быть, самое значительное среди
всех трио первого опуса. В медленной части думаешь иногда, что Мендельсон
опоздал родиться, а в финале возникает "неподобающая" ассоциация с
увертюрой к "Вильгельму Теллю" Россини или с вихревыми финалами мендельсоновских
циклов. Раннее сочинение, но с первых же тактов медленного вступления к первой части
почему-то понимаешь, что это именно Бетховен, а не Гайдн, не Моцарт. Правда, с
моей стороны опыт не чистый, так как я-то знаю, кто автор. Но скорее неопытный
слушатель примет Моцарта за Бетховена (что я наблюдал не так уж редко), а не
наоборот.
В книге В.Дж. Конен "Театр и симфония" (2-е изд.,
М., "Музыка", 1975, стр. 30) написано:
"Музыкальный язык Бетховена безоговорочно и
непосредственно воспринимается слушателем как дерзкий вызов
"галантно-чувствительному" стилю с его украшениями, реверансами,
"вздохами", с его идеально отшлифованной симметрией и периодичностью
структуры, утонченно детализированной мелодикой. В бетховенской
фанфарно-героической мелодике слышится "марсельезное" начало, а
структура, тяготеющая к кульминации в конце, вызывает ощущение возбужденного
движения".
Но разве упомянутый выше моцартовский концерт До мажор не
есть тоже вызов "галантно-чувствительному" стилю, несмотря на
несомненные вкрапления этой самой "галантности"? Кстати, там же
буквально слышен начальный мотив "Марсельезы". Так что "Марсельеза",
а не "Мой миленький дружок" (при этом я ничего не имею против
блистательной интермедии "в стиле рококо" в "Пиковой
даме"). Интересно, что А. Альшванг в книге о Чайковском небрежно пишет о
цитате из "фортепианного концерта Моцарта", не удосужившись назвать ни
номер, ни тональность, так что неискушенный читатель может даже подумать, что у
Моцарта один "фортепианный концерт". Ладно, всё это было и быльём
поросло.
Поздравим лучше друг друга с Днем Бетховена. Думаю, что на
Парнасе оба гения узнали друг друга и искренне подружились.
Как и другие великие:
К Рембрандту входит в
гости Рафаэль.
Он с Моцартом в Москве
души не чает...
Комментариев нет:
Отправить комментарий