Написал один мой друг про эту сонату, и мне захотелось ее переслушать. Поставил запись Дальберто. Прекрасно играет, даже лучше Рихтера (технически чище, по крайней мере, да и во многих местах выразительнее - трагическая кульминация 1-й части).
И мне пришло в голову, что Шуберт создал удивительный жанр трагической пасторали. Я никогда так не формулировал, но интуитивно ощущал, например, когда слушал с М. Юдиной последнюю, B-dur'ную, сонату.
Потом что-то в этом духе можно услышать у Брукнера (2-я часть Шестой симфонии) и у Малера. Первая часть Девятой симфонии Малера прямо вдруг сейчас предстала как наследница 1-й части последней шубертовской сонаты (и, может быть, в большей степени, первой части 18-й сонаты).
А в живописи - Ван-Гог. "Жнецы" в парижском музее Д'Орсэ или "Пейзаж в Овере после дождя" у нас в ГМИИ. Давно еще, смотря на последнюю картину, я тотчас вспоминал малеровскую Девятую, прежде всего, первую часть, эту гигантскую (и чисто оркестровую) Lied (см. об этой части как Lied в книге И. Барсовой).
Комментариев нет:
Отправить комментарий