Исполнители: Лондонский симфонический орк., дир. В. Гергиев.
Год или полтора назад я слушал сначала первую редакцию (op. 47), а после нее вторую. Первая тогда совсем не понравилась, а вторая показалась более симпатичной и интересной.
Но сегодня и она не очень-то понравилась.
Первая часть просто ужасна в своей вульгарности и клочковатости. Средние части (особенно вторая) еще как-то слушаются. Финал начинается как будто живо, с огнем, интересно, но потом все рассыпается. Конец просто чудовищный: какой-то жуткий в своей безвкусице апофеоз или, наоборот, шабаш. Кроме всего, в крайних частях автор с упорством, достойным лучшего применения, заколачивает гвозди в голову несчастного слушателя. Боится, что не услышат?
В целом, как я и раньше формулировал для себя, сочинение кажется не столько симфонией, сколько балетной сюитой.
Из ранних симфоний Прокофьева мне больше всего интересна Вторая, а три последние просто хороши, даже, наверное, гениальны.
***
Жена как-то недавно (но еще в прошлом году) была на концерте в БЗК, где П. Коган исполнил две симфонии в до мажоре (так преподносилась идея вечера): "Юпитер" Моцарта и 4-я Прокофьева. Играть это после Собора моцартовской симфонии - смело, ничего не скажешь.
Год или полтора назад я слушал сначала первую редакцию (op. 47), а после нее вторую. Первая тогда совсем не понравилась, а вторая показалась более симпатичной и интересной.
Но сегодня и она не очень-то понравилась.
Первая часть просто ужасна в своей вульгарности и клочковатости. Средние части (особенно вторая) еще как-то слушаются. Финал начинается как будто живо, с огнем, интересно, но потом все рассыпается. Конец просто чудовищный: какой-то жуткий в своей безвкусице апофеоз или, наоборот, шабаш. Кроме всего, в крайних частях автор с упорством, достойным лучшего применения, заколачивает гвозди в голову несчастного слушателя. Боится, что не услышат?
В целом, как я и раньше формулировал для себя, сочинение кажется не столько симфонией, сколько балетной сюитой.
Из ранних симфоний Прокофьева мне больше всего интересна Вторая, а три последние просто хороши, даже, наверное, гениальны.
***
Жена как-то недавно (но еще в прошлом году) была на концерте в БЗК, где П. Коган исполнил две симфонии в до мажоре (так преподносилась идея вечера): "Юпитер" Моцарта и 4-я Прокофьева. Играть это после Собора моцартовской симфонии - смело, ничего не скажешь.
Жена разделяет Ваши чувства к Моцарту?
ОтветитьУдалитьРазделяет и даже более того. :)
УдалитьНо не вполне разделяет мои "чувства" к Прокофьеву. Ей тогда это сочетание, скорее, понравилось.
Тут, конечно, важен дирижер. Может быть, для меня Гергиев "постарался". Хотя, например, его исполнение 6 симфонии (с тем же оркестром) мне понравилось, 2-й и 5-й нет, а эти симфонии я почти люблю.
Переслушал 1-ю редакцию (соч. 47, 1830). И сейчас возникло ощущение, что он во второй редакции просто симфонию испортил. Все наоборот по сравнению с тем, как воспринимал раньше. Первая редакция кажется гораздо более цельной, и именно в крайних частях.
ОтветитьУдалить1930, конечно.
Удалить