Это не я. Это другое лицо.
Ф.М. Достоевский. Бобок
Толстой
считал фугу искусственным, выдуманным
родом музыки. И, если вдуматься, это глубоко верно! Полифония - Логос музыки, а музыка имманентно враждебна
логике. Но она вбирает в себя чуждое себе: математическая конструкция
контрапункта становится непосредственно
видимым и слышимым логосом. Некоторые мыслители полагают даже, что полифония,
по крайней мере, в максимальных своих проявлениях, предназначена не для уха, а
для глаза, да и для него только потому, что у человека отсутствует орган для
восприятия чисто духовного. Последняя мысль высказана Томасом Манном как раз в
связи со знаменитым шестиголосным ричеркаром Баха из “Музыкального приношения”:
“И правда, существует музыка, нимало не считающаяся с тем, что ее слушают,
более того, исключающая слушание. Так обстоит дело с шестиголосным каноном
Баха, являющимся обработкой одной музыкальной мысли Фридриха Великого. Это
произведение не предусматривает ни человеческого голоса, ни какого-либо
инструмента, оно - музыка в ее чистой абстракции”. Закроем глаза на то, что
великий писатель наивно назвал ричеркар каноном, и скажем прямо: идея красивая,
но вряд ли верная. Разве можно увидеть
великую печаль, соединенную с ликованием, когда, наконец, королевская тема
проводится верхним голосом в главной тональности c-moll. Она словно вырывается
из пустоты, из воцарившегося внезапно молчания, когда твердая поступь
съеживается в мягких вздохах восьмушек.
И разве можно увидеть это глубинное,
поражающее в своей неожиданности до мурашек, венчающее экспозицию фуги
проведение темы самым низким, шестым, голосом, после чего снова водворяется
тишина и мистическое умиротворение, и только басы - вот что, пожалуй, можно
лишь увидеть! - тянут вариант темы в двукратном увеличении.
Нет, эта музыка страстно хочет быть
услышанной! До-мажорное трезвучие, которым разрешается - после череды
напряженных, неистовых созвучий - кода, воистину есть “Гармония во славу
Господа и для услаждения души”, а не тот опошленный музыкой XIX века финальный
бум-бум-бум (чем, кстати, сильно злоупотреблял наш меланхоличный и
прославленный Петр Ильич Чайковский). Сеть полифонии, сеть Логоса, бесконечна,
но в реальном звучании ее необходимо
прервать. Тогда финальное трезвучие (непременно мажорное!) есть звучащий символ (в точном философском смысле
слова) бесконечного предела, схема,
свертывающая в себе бесконечно развертывающийся логос.
Проследим более подробно за проведениями темы.
В экспозиции мы
видим: подъем - падение - еще подъем, между четвертым и пятым проведениями темы
содержится интермедия, в которой тема исчезает в безвольных вздохах, но затем
следует решительный, даже, быть может, отчаянный рывок вверх, а затем -
сокрушительное падение в басы, низвержение.
В средней части тема “умирает”, как
евангельское зерно, падшее в землю, и многократно, в минуты молитвенной тишины,
проводится басами ее увеличенный вариант, но с существенно измененной
интервальной структурой, осколок
темы, которая еще возродится.
И в самом деле - начало заключительной части
ознаменовано попыткой проведения темы в главной тональности в нижнем голосе, и
ее тут же подхватывает пятый голос в тональности доминанты, тогда как шестой
голос сникает, и тема в нем остается незавершенной.
В заключительной части можно увидеть и услышать мощную вздымающуюся волну - от попытки
стретты в начале до теперь уже ликующего (хотя и сдержанно) шествия темы в
верхнем голосе в ми-бемоль мажоре. И финальное басовое изложение не кажется уже
провалом. Скорее, это обретение опоры,
окончательная кристаллизация гигантской арки, образуемой проведениями темы в
заключительной части ричеркара, которая, как мы видим (а не слышим!) в точности повторяет рисунок самой королевской темы. Макроформа
совпала с микроформой.
Но
довольно! Я представляю себя сидящим в
магическом театре и рассматривающим в бинокль нотную запись. Но окуляры бинокля
прикрывают чьи-то руки, и за спиной я слышу властный и нетерпеливый голос: “Да
не глядите же так долго! Слушайте!”
И все же Т. Манн ошибся и тогда, когда (от имени персонажа) писал, что "эта музыка не предусматривает никакого инструмента". Автограф явно написан в расчете на клавесин.
ОтветитьУдалитьНадо признать, что Герберт Такези из арнонкуровского ансамбля играет оба ричеркара весьма достойно.