Ярлыки

"Коммерсант" (1) 18 век (23) 1948 (1) 20 век (6) 28 октября (1) А. Герман (1) А. Иванов (2) А. Кузнецов (1) А. Михайлов (2) Аберт (6) Австрия (9) Авторханов (1) Адриан (2) Акутагава (3) Альберт Эйнштейн (2) Альфред Эйнштейн (8) Аристотель (2) Аррау (1) архив (1) Ассизи (1) аутентизм (4) Ахматова (15) Б. Вальтер (2) Б. Иоффе (1) Б. Слуцкий (1) Б.С. Ямпольский (1) Бадура-Скода (1) Байрон (3) Бакхилид (1) Бальзак (1) Барселона (9) Барток (4) Баршай (4) Бах (23) Беллини (1) Берберова (1) Берг (5) Бергман (2) Бердяев (2) Берлиоз (4) Бёрнс (1) Бетховен (80) Библия (2) Бизе (2) Блок (4) Бодлер (6) Боккерини (1) Болонья (3) Борисов-Мусатов (1) Босх (1) Брамс (23) Бриттен (2) Бродский (4) Брукнер (20) Брюсов (2) Булгаков (3) Бургос (5) В. Вулф (1) В. Скотт (1) Вагнер (32) Вайнберг (4) Валенсия (2) Ван-Гог (2) Васильев (1) Ватикан (2) Вебер (1) Веберн (6) Веласкес (1) Вена (4) Венеция (14) Вентимилья (4) Верди (15) Вересаев (2) Вермеер (1) Верона (3) Вивальди (3) Винер (1) Виотти (1) Виссембург (1) Виченца (3) Вишневецкий (1) Волошин (1) Вольф (1) Г. Джеймс (1) Г. Манн (1) Г. Попов (2) Габричевский (1) Гаврилов (1) Гайдн (39) Гауди (3) Гегель (10) Гельдерлин (5) Гендель (7) Генуя (2) Германия (3) Гершкович (1) Гессе (2) Гете (20) Гизекинг (1) Гилельс (2) Глазунов (5) Гликман (2) Глинка (6) Глюк (16) Гоббема (1) Гоголь (2) Годар (1) Гойя (3) Гольденвейзер (1) Гораций (1) Горький (2) Гранада (1) Грац (4) Григ (1) Грюневальд (2) Губайдулина (2) Гульд (7) Гуссерль (1) Гюго (1) Д. Курляндский (1) Дали (1) Данте (1) даты (2) Дворжак (1) Дебарг (1) Дебюсси (8) Делиль (1) Делякруа (2) Денисов (4) Дж. Элиот (1) Джойс (8) Диккенс (1) дирижеры (12) дневник (35) Достоевский (18) Древний Египет (1) Дубровник (2) Дудинцев (1) ЖЖ (59) живопись (35) Завадский (1) Зальцбург (4) заметки для себя (1) Зандерлинг (1) записи (1) записки (5) И. Гарин (1) И. Грекова (2) И.-Кр. Бах (2) Ибсен (1) Иоффе (1) Испания (47) история (11) Италия (73) К. Дэвис (3) К. Стамиц (2) К.Ф.Э. Бах (2) Кадис (2) Кальдара (1) Кант (3) Караян (1) Карлсруэ (1) Кафка (2) Кейдж (1) кино (12) Клементи (1) Клемперер (1) Козинцев (2) Коломенское (16) Кольмар (3) Кольридж (2) Кордова (3) Краус (2) Крипс (1) Л.Н. Гумилев (1) Ландовска (2) Ларошфуко (1) Левитан (1) Леонардо (7) Лермонтов (4) Лист (2) литература (20) личное (5) Локшин (3) Лортцинг (1) Лосев (3) Лувр (3) Луцкер и Сусидко (7) Люлли (1) Лютославский (5) Лядов (1) М. Гайдн (3) М. Юдина (6) Мадрид (7) Малага (1) Малер (19) Мандельштам (11) Маркс (2) математика (4) Маульбронн (1) мемории (4) Мендельсон (9) Мережковский (3) Мериме (2) Микеланджело (2) Милан (5) Мишель Фуко (1) модерн (1) мои увлечения (1) мой дом (2) Моне (1) Монтефиоре (1) Мопассан (1) Москва (4) Моцарт (266) Моцарт_инструментальные концерты (5) Моцарт_камерная музыка (16) Моцарт_клавир (25) Моцарт_клавирный концерт (34) Моцарт_концертные арии (1) Моцарт_метатема стиля (1) Моцарт_опера (75) Моцарт_письма (5) Моцарт_серенады (4) Моцарт_симфонии (26) Моцарт_скрипичные концерты (1) Моцарт_скрипичные сонаты (5) Моцарт_сочинения для органа (2) Моцарт_струнное трио (5) Моцарт_струнный квартет (41) Моцарт_струнный квинтет (10) Моцарт_фортепианное трио (2) Моцарт_фортепианный квартет (1) Моцарт_церковная музыка (18) моцартофобия (9) музыка (7) музыковедение (1) Муратов (1) Мусоргский (3) Мухина (1) Мыс Рока (1) Мысливечек (4) Мясковский (6) Н. Мандельштам (7) Н.И. Вавилов (1) Набоков (4) Наполеон (1) Неаполь (1) Нейгауз (4) нововенская школа (1) Олеша (1) опера (4) Орвьето (1) Островский (1) П. Мещеринов (1) Паизиелло (3) Палестрина (1) Параджанов (1) Париж (17) Пастернак (4) Пахельбель (1) Перголези (2) Петербург (13) Петефи (1) пианисты (16) Пиза (2) Пикассо (6) Пластов (1) Платон (8) Платонов (1) Плейель (1) Плисецкая (2) политика (7) Помпеи (1) Португалия (1) Посвятовска (1) поэзия (8) Прага (5) Прадо (1) Прокофьев (23) Пруст (9) Псков (1) Пуссен (1) путешествия (156) Пушкин (30) Пфицнер (2) Р. Роллан (3) Р. Штраус (4) работа (2) Равель (2) Равенна (1) Радклиф (1) Рамо (1) Раневская (2) Рафаэль (6) Рахманинов (2) РГГУ (1) Регер (3) Реймс (1) Рембрандт (1) Рильке (1) Рим (17) Римский-Корсаков (3) Рихтер (32) Россини (6) Руан (1) Рублев (1) Русский музей (2) Рыбаков (1) С. Волков (3) С. Лем (1) С. Цвейг (4) С.Л. Франк (1) Сабанеев (1) Саква (1) Саламанка (2) Сальери (8) Сарагоса (4) Саути (1) Свифт (1) Севилья (11) Сеговия (4) семья (2) Сен Санс (1) Сенкевич (1) Сиена (2) Синявский (1) Скрябин (2) смешное (4) события (3) Соколов (3) Соллертинский (3) Спелло (1) Специя (1) Спиноза (2) СССР (1) Сталин (5) Стамбул (2) Стендаль (1) Стравинский (15) Страсбург (3) Стругацкие (2) Сурбаран (1) Т. Манн (15) Тагор (3) Танеев (7) Тарковский (6) Тёрнер (3) технические проблемы (6) Тимофеев-Ресовский (1) Толедо (3) Толстой (4) Трифонов (1) Тургенев (5) Турция (2) Тютчев (1) Уствольская (3) Фейхтвангер (2) Фет (2) философия (36) Финале Лигуре (5) Фишер-Дискау (2) Флейшман (1) Флоренция (15) форум (6) фотомимолетности (27) Франк (2) Франция (25) Х. Арендт (1) Хайдеггер (7) Хайдельберг (2) Хассе (4) Холст (1) Хорватия (2) Цветаева (3) Цымбал (1) Чайковский (35) Черчилль (1) Чехия (5) Чехов (5) Чимароза (1) Чичерин (25) Шартр (3) Шекспир (9) Шиллер (1) Шкловский (1) Шмидт (1) Шнитке (3) Шодерло де Лакло (1) Шопен (13) Шопенгауэр (11) Шостакович (80) Шоу (2) Шрекер (1) Шуберт (26) Шуман (5) Щедрин (1) Э. Лир (1) Э. Мане (1) Э. Неизвестный (1) Э. По (1) Эберлин (1) Эдгар По (1) Элиот (2) Энгельс (1) Эрмитаж (4) Эскуриал (2) эстетика (10) Ю. Анненков (1) Ю. Герман (1) Ян Стамиц (1) Facebook (13) Porto Venere (1) youtube (5)

вторник, 25 июня 2013 г.

Bach - Ricercar a6 (Musikalisches Opfer)


Это не я. Это другое лицо.
Ф.М. Достоевский. Бобок

Толстой считал фугу искусственным, выдуманным родом музыки. И, если вдуматься, это глубоко верно! Полифония -  Логос музыки, а музыка имманентно враждебна логике. Но она вбирает в себя чуждое себе: математическая конструкция контрапункта становится непосредственно видимым и слышимым логосом. Некоторые мыслители полагают даже, что полифония, по крайней мере, в максимальных своих проявлениях, предназначена не для уха, а для глаза, да и для него только потому, что у человека отсутствует орган для восприятия чисто духовного. Последняя мысль высказана Томасом Манном как раз в связи со знаменитым шестиголосным ричеркаром Баха из “Музыкального приношения”: “И правда, существует музыка, нимало не считающаяся с тем, что ее слушают, более того, исключающая слушание. Так обстоит дело с шестиголосным каноном Баха, являющимся обработкой одной музыкальной мысли Фридриха Великого. Это произведение не предусматривает ни человеческого голоса, ни какого-либо инструмента, оно - музыка в ее чистой абстракции”. Закроем глаза на то, что великий писатель наивно назвал ричеркар каноном, и скажем прямо: идея красивая, но вряд ли верная. Разве можно увидеть великую печаль, соединенную с ликованием, когда, наконец, королевская тема проводится верхним голосом в главной тональности c-moll. Она словно вырывается из пустоты, из воцарившегося внезапно молчания, когда твердая поступь съеживается в мягких вздохах восьмушек. 


   И разве можно увидеть это глубинное, поражающее в своей неожиданности до мурашек, венчающее экспозицию фуги проведение темы самым низким, шестым, голосом, после чего снова водворяется тишина и мистическое умиротворение, и только басы - вот что, пожалуй, можно лишь увидеть! - тянут вариант темы в двукратном увеличении.
   Нет, эта музыка страстно хочет быть услышанной! До-мажорное трезвучие, которым разрешается - после череды напряженных, неистовых созвучий - кода, воистину есть “Гармония во славу Господа и для услаждения души”, а не тот опошленный музыкой XIX века финальный бум-бум-бум (чем, кстати, сильно злоупотреблял наш меланхоличный и прославленный Петр Ильич Чайковский). Сеть полифонии, сеть Логоса, бесконечна, но в реальном звучании ее необходимо прервать. Тогда финальное трезвучие (непременно мажорное!) есть звучащий символ (в точном философском смысле слова) бесконечного предела, схема, свертывающая в себе бесконечно развертывающийся логос.
   Проследим более подробно за проведениями темы.
  В экспозиции  мы видим: подъем - падение - еще подъем, между четвертым и пятым проведениями темы содержится интермедия, в которой тема исчезает в безвольных вздохах, но затем следует решительный, даже, быть может, отчаянный рывок вверх, а затем - сокрушительное падение в басы, низвержение.
   В средней части тема “умирает”, как евангельское зерно, падшее в землю, и многократно, в минуты молитвенной тишины, проводится басами ее увеличенный вариант, но с существенно измененной интервальной структурой, осколок темы, которая еще возродится.
   И в самом деле - начало заключительной части ознаменовано попыткой проведения темы в главной тональности в нижнем голосе, и ее тут же подхватывает пятый голос в тональности доминанты, тогда как шестой голос сникает, и тема в нем остается незавершенной.
   В заключительной части можно увидеть и услышать мощную вздымающуюся волну - от попытки стретты в начале до теперь уже ликующего (хотя и сдержанно) шествия темы в верхнем голосе в ми-бемоль мажоре. И финальное басовое изложение не кажется уже провалом. Скорее, это обретение опоры, окончательная кристаллизация гигантской арки, образуемой проведениями темы в заключительной части ричеркара, которая, как мы видим (а не слышим!)  в точности повторяет рисунок самой королевской темы. Макроформа совпала с микроформой.
   Но довольно! Я представляю себя  сидящим в магическом театре и рассматривающим в бинокль нотную запись. Но окуляры бинокля прикрывают чьи-то руки, и за спиной я слышу властный и нетерпеливый голос: “Да не глядите же так долго! Слушайте!”

1 комментарий:

  1. И все же Т. Манн ошибся и тогда, когда (от имени персонажа) писал, что "эта музыка не предусматривает никакого инструмента". Автограф явно написан в расчете на клавесин.
    Надо признать, что Герберт Такези из арнонкуровского ансамбля играет оба ричеркара весьма достойно.

    ОтветитьУдалить