Я никогда не примирюсь с тем, что вытворяют некоторые современные оперные режиссеры (типа Чернякова или того, кто поставил "Дон Жуана" в Ла Скала, Cosi в Берлине под управлением того же Баренбойма).
Прежде всего это чудовищное насилие над музыкой. Слушать музыку Моцарта и видеть, как на сцене молодые люди в современных костюмах едва ли не совокупляются - вещи несовместные. Такое насилие над музыкой еще хуже, чем ее не очень чистое (технически) исполнение. Оно хуже (и даже опаснее) потому, что кощунственно, оскорбительно, причем и то и другое вполне сознательно.
Приверженцы такой режиссуры хотят уверить нас, что великое искусство всегда современно, "не про них, но про нас", т.е. не о тех исторических или мифологических, или вымышленных персонажах, принадлежащих другой эпохе, а про нас, людей 20-21 веков. Этот аргумент не выдерживает никакой критики. Почему "современность" нужно понимать столь вульгарно? Подобное осовременивание есть угода самому низменному вкусу и неразвитому воображению, не способному представить и понять прошлое.
Хорошо еще, если причуды модной режиссуры сочетаются с хорошими пением и игрой оркестра. Тогда можно хоть закрыть глаза и слушать, но зачем при этом еще театр?
PS. Чтобы не быть понятым неправильно, оговорюсь, что я никоим образом не призываю к каким-то репрессивным мерам по отношению к чудесным оперным режиссерам. Нет, разумеется, они свободны делать то, что делают. Их надо судить (и осуждать) только эстетически, а не политически. Если же кто-то станет политизировать этот вопрос, то я встану на сторону не любимых мной оперных режиссеров.
Прежде всего это чудовищное насилие над музыкой. Слушать музыку Моцарта и видеть, как на сцене молодые люди в современных костюмах едва ли не совокупляются - вещи несовместные. Такое насилие над музыкой еще хуже, чем ее не очень чистое (технически) исполнение. Оно хуже (и даже опаснее) потому, что кощунственно, оскорбительно, причем и то и другое вполне сознательно.
Приверженцы такой режиссуры хотят уверить нас, что великое искусство всегда современно, "не про них, но про нас", т.е. не о тех исторических или мифологических, или вымышленных персонажах, принадлежащих другой эпохе, а про нас, людей 20-21 веков. Этот аргумент не выдерживает никакой критики. Почему "современность" нужно понимать столь вульгарно? Подобное осовременивание есть угода самому низменному вкусу и неразвитому воображению, не способному представить и понять прошлое.
Хорошо еще, если причуды модной режиссуры сочетаются с хорошими пением и игрой оркестра. Тогда можно хоть закрыть глаза и слушать, но зачем при этом еще театр?
PS. Чтобы не быть понятым неправильно, оговорюсь, что я никоим образом не призываю к каким-то репрессивным мерам по отношению к чудесным оперным режиссерам. Нет, разумеется, они свободны делать то, что делают. Их надо судить (и осуждать) только эстетически, а не политически. Если же кто-то станет политизировать этот вопрос, то я встану на сторону не любимых мной оперных режиссеров.
Интересно (мне) и другое: почему всегда перенос времени действия только в сторону современности? Почему бы не сделать сценический антураж более архаичным, хотя бы для эксперимента, если уж так хочется "экспериментировать"?
ОтветитьУдалитьДо этого еще не додумались.
ОтветитьУдалитьЗначит, нас ждут новые открытия, будь они неладны.
ОтветитьУдалитьХорошо, что есть старые записи.
ОтветитьУдалить