И все же анализ "Моцарта и Сальери" Пушкина у Н. Мандельштам в "Книге третьей" весьма поверхностен, хотя написано много (и кое-что интересно). Но то, что Моцарт олицетворяет только вдохновение, а Сальери - вдохновение и труд, никак не верно. Сальери же, "вкусив восторг и слезы вдохновенья", сжигает то, что им написано. "Я жег мой труд и холодно смотрел, как мысль моя и звуки мной рожденны, пылая, с легким дымом, исчезали". Его мысль исчезает, ибо есть только возможность мысли, тогда как Моцарт набрасывает пришедшие ему в голову мысли, и они - действительны, что доказывает реакция Сальери. Сальери вообще раб (и жрец) возможного - как Скупой рыцарь. Он есть лишь момент в моцартовском, но момент, который хочет стать чем-то самостоятельно сущим.
Сальери (у Пушкина!) относится к Моцарту, как нос майора Ковалева к самому майору.
Сальери (у Пушкина!) относится к Моцарту, как нос майора Ковалева к самому майору.
Комментариев нет:
Отправить комментарий