Существует невероятный
мир: мир Классической Вальпургиевой ночи, царство Нерея как оно описано у
Бакхилида в «Тезее»[1],
вселенский огонь, «изумительный и по красоте, и по величине»[2],
но лучше всего – море, «всем морем
чудесный огонь завладел и блещут в воде очертания тел».
Первая часть –
центр, сердце этого мира. Мы ступили за порог. Все движение и энергия. Нет
ничего равного первой теме tutti forte по напряжению и силе. Вместе с тем, она так изящна…
Larghetto – напротив, все недвижно и
тихо. Но тут и не молчаливая оргия.
Это невероятной глубины внутренняя жизнь. Внешних проявлений почти нет. Мы
только догадываемся о ней. Трудно найти музыку более загадочную, чем эта.
Шестнадцатые второй темы не играются, а разматываются с необыкновенным усилием.
Есть у Лядова пьеска – «Волшебное озеро». Так вот – моцартовское Larghetto как
огромное увеличение (по глубине мысли) лядовской пьески.
Rondo, третья часть – тоже
маскировка, но в игре, а не в
неподвижности. Ночь, ветер, звезды над океаном. Самый конец – катастрофический.
Весь финал – музыка прощания.
Общая идея концерта – спираль «движение – покой – игра».
Суть закрывается оболочкой (развитие от 1 части к финалу).
И увидел, дрогнув,
Славных дочерей блаженного Нерея,
-
От их светлых тел
лился огненный блеск,
Перевиты кудри были
золотом,
Сердцем тешились они,
В хороводе выступая
быстрой поступью…
(Вакхилид, песнь 17, «Юноши, или Фесей», стр. 268).
[2] Платон, Тимей, 29е
(стр. 34, том 3(1)).
Комментариев нет:
Отправить комментарий