Как это часто у меня бывает, прослушивание 1-го тома ХТК вызвало моцартовский фортепианный квартет g-moll.
Как-то давно я написал об этом:
Символика фортепианного квартета соль минор (К. 478) Моцарта по А. Г. Габричевскому: первая часть – Распятие, вторая часть – Роза, третья часть – сооружение постамента из трех ступенек и соединение Розы с Крестом[1]. Интерпретация финального Рондо мне непонятна, но по поводу первой части – попадание в десятку. Ведь ее разработка удивительным образом напоминает то непостижимое стретто в конце баховской фуги b-moll из Первого тома, которое Муджелини по голосам расписывает в своей редакции и которое никто так не исполняет как Рихтер. Но символика 22-ой пары – это Голгофа! И слушая моцартовские сложнейшие и насыщеннейшие стретто в g-moll’ном квартете[2], мы готовы вслед за стариком Долесом воскликнуть: «Как будто воскрес мой учитель – Себастьян Бах!».
Как-то давно я написал об этом:
Символика фортепианного квартета соль минор (К. 478) Моцарта по А. Г. Габричевскому: первая часть – Распятие, вторая часть – Роза, третья часть – сооружение постамента из трех ступенек и соединение Розы с Крестом[1]. Интерпретация финального Рондо мне непонятна, но по поводу первой части – попадание в десятку. Ведь ее разработка удивительным образом напоминает то непостижимое стретто в конце баховской фуги b-moll из Первого тома, которое Муджелини по голосам расписывает в своей редакции и которое никто так не исполняет как Рихтер. Но символика 22-ой пары – это Голгофа! И слушая моцартовские сложнейшие и насыщеннейшие стретто в g-moll’ном квартете[2], мы готовы вслед за стариком Долесом воскликнуть: «Как будто воскрес мой учитель – Себастьян Бах!».
[1] Ю. Борисов. По направлению к Рихтеру, стр. 115.
"Александр Георгиевич Габричевский, эрудит эрудитов, как-то спросил меня, какие я знаю тайные общества, ордена? Что знал, то перечислил: Мальтийский, Иезуитский... "Ты - немец, и ничего не знаешь о Розенкрейцерах? - переспросил Габричевский, после чего состоялась небольшая лекция. - Ты должен расти в своем ремесле и совершенствовать душу. Тогда ты сольешься с Распятой Розой. Читай Шекспира и играй Моцарта! Символика розенкрейцерства заключена в его g-moll'ном квартете.
Первая часть - это Распятие.
Вторая часть - Роза.
Третья часть - сооружение постамента из трех ступенек и соединение Розы с Крестом.
Но есть одно условие, от которого зависит твое Посвящение. Это - молчание! Ты должен держать рот на замке, как Папагено.
...
Когда мы играли g-moll'ный квартет, я думал - чем Олег, Юра, Наташа - не "тайное общество", чем не "розенкрейцеры"? Мы же все совершенствуем душу... Но лучше от этого не сыграли!
До этого момента я тайну хранил - теперь я ее пустил по ветру. И, значит, никогда уже не стану розенкрейцером!".
[2] Не забудем, что Моцарт переложил фугу b-moll для струнного
квартета (транспонировав ее в c-moll).
***
Слушал (за эти дни) 4 исполнения: 1) С. Рихтер, О. Каган, Ю. Башмет, Н. Гутман (с "Декабрьских вечеров");
2) Л. Едлина, М. Лубоцкий, Р. Дубинский, В. Берлинский; 3) Beaux Arts Trio, B. Juranna; 4) А. Гольденвейзер, А. Габриэлян, Г. Талалян, С. Асламазян.
(А в фонотеке есть, оказывается, еще две версии, о которых я и забыл. Надо будет и их прослушать.)
Рихтер со товарищи мне в этот раз показался несколько академичным. Лучшее, пожалуй, третье, но в первой части полифония отчетливей всего слышна в 4-м (но они делают какое-то очень странное - и не подходящее, я думаю - замедление в финале перед самым концом).
Комментариев нет:
Отправить комментарий