Вот совершенно прелестная опера Паизиелло "Севильский цирюльник" (1782), видимо, одна из лучших комических опер своего времени. Две арии Розины - в конце первого акта "Giusto ciel, che conoscete" и в начале второго "Gia riede primavera" - достойны сравнения с лучшими лирическими ариями Моцарта. А большие ансамбли просто сильно пересекаются, например, с первым финалом "Фигаро" - вплоть до тематических заимствований.
Много моцартовских тем можно обнаружить и еще в одной опере Паизиелло: в "Мнимых философах".
Но целое у Моцарта все же слушается совсем иначе. Впрочем, писать о различиях куда труднее, чем о сходстве. Тут нужно анализировать с нотами в руках. Просто слухового восприятия недостаточно.
Потом нам очень трудно избавиться от давления имени "Моцарт", когда мы слушаем его современников. Миф о моцартовской исключительности так засел в эстетическом сознании, что эту исключительность почти невозможно редуцировать, вынести за скобки. Лишь только после такой редукции можно объективно судить о Моцарте "как недосягаемой вершине".
Из книги Луцкера и Сусидко можно сделать вывод, что музыка Моцарта есть некий компендиум форм и композиторских приемов его времени. Таким образом, это далеко не простое "заимствование", а мощная рефлексия о музыке средствами самой музыки, музыка, так сказать, второго порядка. Особенно сильно это сказывается, как отмечают авторы, в самые последние годы жизни Моцарта. Поэтому сами композиционные приемы приобретают наряду с технологическим эстетико-онтологический статус. Рефлексия о них прорывается рефлексией "о природе вещей".
Моцарт хотел написать трактат о композиции, и он, если угодно, написал его, но не словами, а музыкой же, экспериментируя с формами, подводя их к грани возможного, испытывая их, взрывая изнутри, но в редких случаях просто ломая их и строя новые (как это будет потом делать Бетховен).
И его последняя симфония есть поистине симфония-трактат.
Таким образом, музыка Моцарта есть в высшей степени опосредованное явление. Вот почему она так трудна для понимания. Но этому опосредствованию Моцарт в силу своего незаурядного артистизма, в силу неподражаемого умения жонглировать сложнейшими вещами, придал облик непосредственности. Получилось то, что Гегель называл "снятым опосредствованием", то, что выглядит "как простое тождество", кажется очень простым, а некоторым интеллектуалам даже плоским и скучным. Они не ведают, что "глубокомыслие должно улыбаться", что красота есть иное ума, будучи в то же время ликом, явлением ума. Пройти inversus путь гегелевского "Учения о сущности" от сияющего явления к "тьме" сущности очень непросто, а понимание Моцарта нуждается в прохождении именно такого пути.
Ярлыки
"Коммерсант"
(1)
18 век
(23)
1948
(1)
20 век
(6)
28 октября
(1)
А. Герман
(1)
А. Иванов
(2)
А. Кузнецов
(1)
А. Михайлов
(2)
Аберт
(6)
Австрия
(9)
Авторханов
(1)
Адриан
(2)
Акутагава
(3)
Альберт Эйнштейн
(2)
Альфред Эйнштейн
(8)
античная литература
(2)
Апулей
(1)
Аристотель
(2)
Аррау
(1)
архив
(1)
Ассизи
(1)
аутентизм
(4)
Ахматова
(16)
Б. Вальтер
(2)
Б. Иоффе
(1)
Б. Слуцкий
(1)
Б.С. Ямпольский
(1)
Бадура-Скода
(1)
Байрон
(3)
Бакхилид
(1)
Бальзак
(1)
Барселона
(9)
Барток
(4)
Баршай
(4)
Бах
(23)
Беллини
(1)
Берберова
(1)
Берг
(5)
Бергман
(2)
Бердяев
(2)
Берлиоз
(4)
Бёрнс
(1)
Бетховен
(83)
Библия
(2)
Бизе
(2)
Блок
(4)
Бодлер
(6)
Боккерини
(1)
Болонья
(3)
Борисов-Мусатов
(1)
Босх
(1)
Брамс
(23)
Бриттен
(2)
Бродский
(4)
Брукнер
(20)
Брюсов
(2)
Булгаков
(3)
Бургос
(5)
В. Вулф
(1)
В. Скотт
(1)
Вагнер
(32)
Вайнберг
(4)
Валенсия
(2)
Ван-Гог
(2)
Васильев
(1)
Ватикан
(2)
Вебер
(1)
Веберн
(6)
Веласкес
(1)
Вена
(4)
Венеция
(14)
Вентимилья
(4)
Верди
(15)
Вересаев
(2)
Вермеер
(1)
Верона
(3)
Вивальди
(3)
Винер
(1)
Виотти
(1)
Виссембург
(1)
Виченца
(3)
Вишневецкий
(1)
Волошин
(1)
Вольф
(1)
Г. Джеймс
(1)
Г. Манн
(1)
Г. Попов
(2)
Габричевский
(1)
Гаврилов
(1)
Гайдн
(40)
Гауди
(3)
Гегель
(10)
Гельдерлин
(5)
Гендель
(7)
Генуя
(2)
Германия
(3)
Гершкович
(1)
Гессе
(2)
Гете
(20)
Гизекинг
(1)
Гилельс
(2)
Глазунов
(5)
Гликман
(2)
Глинка
(6)
Глюк
(16)
Гоббема
(1)
Гоголь
(2)
Годар
(1)
Гойя
(3)
Гольденвейзер
(1)
Гораций
(1)
Горький
(2)
Гранада
(1)
Грац
(4)
Григ
(1)
Грюневальд
(2)
Губайдулина
(2)
Гульд
(7)
Гуссерль
(1)
Гюго
(1)
Д. Курляндский
(1)
Дали
(1)
Данте
(1)
даты
(2)
Дворжак
(1)
Дебарг
(1)
Дебюсси
(8)
Делиль
(1)
Делякруа
(2)
Денисов
(4)
Дж. Элиот
(1)
Джойс
(8)
Диккенс
(1)
дирижеры
(12)
дневник
(35)
Достоевский
(18)
Древний Египет
(1)
Дубровник
(2)
Дудинцев
(1)
ЖЖ
(59)
живопись
(35)
Завадский
(1)
Зальцбург
(4)
заметки для себя
(1)
Зандерлинг
(1)
записи
(1)
записки
(5)
И. Гарин
(1)
И. Грекова
(2)
И.-Кр. Бах
(2)
И.П. Павлов
(1)
Ибсен
(1)
Иерусалим
(1)
Израиль
(1)
Иоффе
(1)
Испания
(47)
история
(11)
Италия
(73)
К. Дэвис
(3)
К. Стамиц
(2)
К.Ф.Э. Бах
(2)
Кадис
(2)
Кальдара
(1)
Кант
(3)
Караян
(1)
Карлсруэ
(1)
Кафка
(2)
Кейдж
(1)
кино
(12)
Клементи
(1)
Клемперер
(1)
Кобо Абэ
(1)
Козинцев
(2)
Коломенское
(16)
Кольмар
(3)
Кольридж
(2)
Кордова
(3)
Краус
(2)
Крипс
(1)
Л.Н. Гумилев
(1)
Ландовска
(2)
Ларошфуко
(1)
Левитан
(1)
Ленин
(1)
Леонардо
(7)
Лермонтов
(4)
Лист
(2)
литература
(20)
личное
(5)
Локшин
(3)
Лортцинг
(1)
Лосев
(3)
Лувр
(3)
Луцкер и Сусидко
(7)
Люлли
(1)
Лютославский
(5)
Лядов
(1)
М. Гайдн
(3)
М. Юдина
(6)
Мадрид
(7)
Малага
(1)
Малер
(19)
Мандельштам
(11)
Маркс
(2)
математика
(4)
Маульбронн
(1)
мемории
(4)
Мендельсон
(9)
Мережковский
(3)
Мериме
(2)
Микеланджело
(2)
Милан
(5)
Мишель Фуко
(1)
модерн
(1)
мои увлечения
(1)
мой дом
(2)
Моне
(1)
Монтефиоре
(1)
Мопассан
(1)
Москва
(4)
Моцарт
(267)
Моцарт_инструментальные концерты
(5)
Моцарт_камерная музыка
(16)
Моцарт_клавир
(25)
Моцарт_клавирный концерт
(35)
Моцарт_концертные арии
(1)
Моцарт_метатема стиля
(1)
Моцарт_опера
(75)
Моцарт_письма
(5)
Моцарт_серенады
(4)
Моцарт_симфонии
(26)
Моцарт_скрипичные концерты
(1)
Моцарт_скрипичные сонаты
(5)
Моцарт_сочинения для органа
(2)
Моцарт_струнное трио
(5)
Моцарт_струнный квартет
(41)
Моцарт_струнный квинтет
(10)
Моцарт_фортепианное трио
(2)
Моцарт_фортепианный квартет
(1)
Моцарт_церковная музыка
(18)
моцартофобия
(9)
музыка
(7)
музыковедение
(1)
Муратов
(1)
Мусоргский
(3)
Мухина
(1)
Мыс Рока
(1)
Мысливечек
(4)
Мясковский
(6)
Н. Мандельштам
(7)
Н.И. Вавилов
(1)
Набоков
(4)
Наполеон
(1)
Неаполь
(1)
Нейгауз
(4)
нововенская школа
(1)
Олеша
(1)
опера
(4)
Орвьето
(1)
Островский
(1)
П. Мещеринов
(1)
Паизиелло
(3)
Палестрина
(1)
Параджанов
(1)
Париж
(17)
Пастернак
(4)
Пахельбель
(1)
Перголези
(2)
Петербург
(13)
Петефи
(1)
пианисты
(16)
Пиза
(2)
Пикассо
(6)
Пластов
(1)
Платон
(8)
Платонов
(1)
Плейель
(1)
Плисецкая
(2)
политика
(7)
Помпеи
(1)
Португалия
(1)
Посвятовска
(1)
поэзия
(8)
Прага
(5)
Прадо
(1)
Прокофьев
(24)
Пруст
(9)
Псков
(1)
Пуссен
(1)
путешествия
(157)
Пушкин
(30)
Пфицнер
(2)
Р. Роллан
(3)
Р. Штраус
(4)
работа
(2)
Равель
(2)
Равенна
(1)
Радклиф
(1)
Рамо
(1)
Раневская
(2)
Рафаэль
(6)
Рахманинов
(2)
РГГУ
(1)
Регер
(3)
Реймс
(1)
Рембрандт
(1)
Рильке
(1)
Рим
(17)
Римский-Корсаков
(3)
Рихтер
(34)
Россини
(6)
Руан
(1)
Рублев
(1)
Русский музей
(2)
Рыбаков
(1)
С. Волков
(3)
С. Лем
(1)
С. Цвейг
(4)
С.Л. Франк
(1)
Сабанеев
(1)
Саква
(1)
Саламанка
(2)
Сальери
(8)
Сарагоса
(4)
Саути
(1)
Свифт
(1)
Севилья
(11)
Сеговия
(4)
семья
(2)
Сен Санс
(1)
Сенкевич
(1)
Сиена
(2)
Синявский
(1)
Скрябин
(2)
смешное
(4)
события
(3)
Соколов
(3)
Соллертинский
(3)
Спелло
(1)
Специя
(1)
Спиноза
(2)
СССР
(1)
Сталин
(5)
Стамбул
(2)
Стендаль
(1)
Стравинский
(15)
Страсбург
(3)
Стругацкие
(2)
Сурбаран
(1)
Т. Манн
(15)
Тагор
(3)
Танеев
(7)
Тарковский
(6)
Тёрнер
(3)
технические проблемы
(6)
Тимофеев-Ресовский
(1)
Толедо
(3)
Толстой
(4)
Трифонов
(1)
Тургенев
(5)
Турция
(2)
Тютчев
(1)
Уствольская
(3)
Фейхтвангер
(2)
Фет
(2)
философия
(38)
Финале Лигуре
(5)
Фишер-Дискау
(2)
Флейшман
(1)
Флоренция
(15)
форум
(6)
фотомимолетности
(27)
Франк
(2)
Франция
(25)
Х. Арендт
(1)
Хайдеггер
(7)
Хайдельберг
(2)
Хассе
(4)
Холст
(1)
Хорватия
(2)
Цветаева
(3)
Цымбал
(1)
Чайковский
(35)
Черчилль
(1)
Чехия
(5)
Чехов
(6)
Чимароза
(1)
Чичерин
(25)
Шартр
(3)
Шварц
(1)
Шекспир
(9)
Шиллер
(1)
Шкловский
(1)
Шмидт
(1)
Шнитке
(3)
Шодерло де Лакло
(1)
Шопен
(13)
Шопенгауэр
(11)
Шостакович
(83)
Шоу
(2)
Шрекер
(1)
Шуберт
(27)
Шуман
(5)
Щедрин
(1)
Э. Лир
(1)
Э. Мане
(1)
Э. Неизвестный
(1)
Э. По
(1)
Эберлин
(1)
Эдгар По
(1)
Элиот
(2)
Энгельс
(1)
Эрмитаж
(4)
Эскуриал
(2)
эстетика
(10)
Ю. Анненков
(1)
Ю. Герман
(1)
Ян Стамиц
(1)
Facebook
(13)
Porto Venere
(1)
youtube
(5)
четверг, 2 апреля 2015 г.
Моцарт и современники (из публикаций на форуме "Классика")
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий