Невероятное
сочинение, сколько ни слушаю, поражаюсь. Всё там про нас сказано, лучше
и ярче любого фильма и любого романа (разве что с платоновским
"Чевенгуром" могу сравнить). Действительно, какие опрокинутые рожи
должны были быть у наших партийных бонз, когда они это впервые услышали. Они,
разумеется, ничего не поняли, но интуиция подлецов подсказала им, что это - про
них, истязателей свободной личности.
***
Вспомнил концерт 4 декабря 1972 года в БЗК, когда
Ростропович играл оба концерта Шостаковича (и еще Концерт Шумана). Дирижировал
К. Кондрашин (впрочем, я не уверен; может быть, и Светланов).
Вот некоторые записи из дневника тех дней. Прошу прощения за
ужасный стиль: автор тогда был молод, восторжен и глуп.
1 декабря 1972
Господь послал великолепный подарок - запись моцартовского
"Дон Жуана" в исп. Венской оперы*. Теперь у меня лучшие его оперы в
прекрасных исполнениях.
...
4-го идем на Ростроповича - Шуман и оба концерта
Шостаковича. Просматривал вчера партитуру op. 126 и поражался. Чем больше я его
узнаю, тем невыразимей для слов делается его музыка. Правда, сейчас я его почти
не слушаю, но музыка звучит в уме, когда мне захочется ее пробудить - несколько
тактов Пятнадцатой и - достаточно.
4 декабря
После концерта Ростроповича. Прекрасно, очень вдохновенно.
Оба шедевра Шостаковича, особенно гениальнейший Второй. Оркестр большой (7
контрабасов), не терялся, а играл мощно, на равных.
Второй концерт стал центром вечера. Какой он мрачный, злой,
ужасный, как гримаса, но какой могучий, необычайно красивый, настоящий эпос; и
очень изысканный, тончайший.
Меня порязили сегодня такие детали, которые свидетельствуют
о необычной, гениальной целостности этого сочинения. В первой части арфы после
кульминации два раза призывают виолончель, но только после третьего мягкого,
грустного приглашения виолончель поет свою тему**.
Заодно пара "сопряженных" записей начала 1973
года:
16 января
Вчера концерт в консерватории: Шостакович - 1 виолончельный
концерт (Ростропович) и 4 симфония.
Кондрашин вложил всю душу в исполнение 4 симфонии, я был
по-настоящему потрясен (в кои-то веки за последнее время). Комментировать не
хочу - некогда, - но Кондрашин удостоился довольно жидких аплодисментов, но
откуда-то сверху кто-то кричал "браво!". Ростроповичу устроили
овацию, но я не был захвачен вчера его исполнением (кажется, что концерты
Шостаковича что-то теряют в большом зале), хотя и услышал много нового для
себя.
19 января
17-го - концерт Вишневской. За роялем Ростропович***, затем
он играл виолончельную партию в Блоковской сюите Шостаковича.
Я упивался ее изумительным голосом, даже после Шостаковича,
когда она спела на "бис" Шумана и Р. Штрауса.
Сюита прозвучала несколько более камерно, чем я ее
воображал. Пианистке не хватило силы, чтобы в "Гамаюне" выделить
чудовищные аккорды, сотрясающие Вселенную. Я был потрясен концом - она сделала
такую кульминацию "Прими, Владычица Вселенной, //Сквозь кровь, сквозь
муки, сквозь гроба//Последней страсти кубок пенный// От недостойного
раба", что кульминация эта превзошла всё, что было до нее, даже
"Гамаюна" и "Бурю"****. Последний взрыв страсти огромной
силы, неистовой, древней. Какая красота - строгая, утонченная; нежнейший свет,
но человеческая душа, которая живет в поздних сочинениях Шостаковича, как бы
стоит в центре Вселенной, улавливая ее сокровенные струи, поглощая ее свет...
Комментарии (20
апр. 2015)
*Имеется в виду запись под управлением Й. Крипса с уч. Ч.
Сьепи, Ф. Корена, Л. делла Каза, С. Данко, А. Дермота, Х. Гюден и К. Бёме,
которую я до сих пор считаю в целом непревзойденной.
Как видно, тогда уже
набирал силу мой культ Моцарта (параллельно с сохраняющимся культом
Шостаковича, однако несколько ослабевающим). Я тогда написал про "лучшие
оперы", но Cosi fan tutte, по которой я потом буквально сходил с ума более
20 лет и которая стала для меня оперой №1 у Моцарта, я еще целиком не слышал.
Была одна ГДР-овская пластинка с фрагментами. Полная запись (Э. Иохум, тоже непревзойденный)
появилась у меня как раз в январе 1973 года.
**По-видимому, имеется в виду фрагмент от ц. 30 до ц. 32.
Виолончель, исполнив заключение темы, которой начинался концерт (ц. 29),
застывает в оцепенении на низком "ре", арфы пытаются ее пробудить, но
она, словно в забытьи, импровизирует, не обращая внимания на их призыв. И
только после еще двух "сигналов" у солиста появляется нежная,
жалобная мелодия (ц. 32).
*** В Сюите партию
ф-но исполняла Лия Могилевская, а вот скрипача я начисто забыл. Кажется, всё же
это был не Д. Ойстрах, но не уверен, а программка куда-то делась. В 1-м
отделении были романсы Мусоргского, в том числе цикл "Без солнца".
****Да, то, что тогда сделала Г.П., было чем-то сверхъестественным.
Все были потрясены, и минуту после завершения стояла мертвая тишина, потом
кто-то крикнул "браво!", и пошли уже овации, певицу не отпускали, и
она пропела довольно много на "бис" под аккомпанемент М.Л.
Незадолго до этого концерта (а он был одним из последних,
если вообще не последним ее концертом в СССР) она пела 14 симфонию (дирижировал
Ростропович) и "Песни и пляски смерти" Мусоргского в оркестровке
Шостаковича. Я не попал тогда на концерт, хотя мог бы, проблем с билетами не
было (!), но мой друг, купивший два билета прямо перед концертом, мне не
дозвонился. Так он рассказывал, что в конце "Полководца" на словах
"Чтоб никогда вам не встать из земли!" все оказались будто бы
пригвожденными к креслам какой-то потусторонней силой.
По поводу этой же записи (26 июля 2011, форум)
Странно: во второй части, ц. 62-63 (кульминация, перед переходом к финалу) не слышно малого барабана, выделены только его удары, когда он остается один в оркестре (т. 7, 9 и 11 в ц. 62 и т. 4 ц. 63). В других исполнениях (А. Князев с М. Шостаковичем и В. Фейгин с ним же) это слышно отчетливо. Озава заглушает его валторнами. Правда, валторны (и вместе с ними солист) должны играть ff, тогда как барабан mf.
Слушал и думал, какие же опрокинутые рожи должны были быть у партийных бонз на юбилейном концерте 25 сентября 1966 года, когда впервые играли этот концерт (я смотрел его по ТВ, видел, как Светланов прыгал чуть не до потолка, хотя, конечно, в музыке в мои почти 16 лет ничего не понял при всем уже большом интересе к Шостаковичу, но до любви было еще далеко): ведь это открытое издевательство! "Купите бублики для всей республики!". А юбиляр был уже всемирной знаменитостью, официально признанным классиком, и нельзя было подвергнуть его остракизму.
upd: переслушал с В.Фейгиным и М. Шостаковичем. Лучше. И все слышно.
Вдруг подумал, что смысл этой музыки может быть выражен очень просто словами: "Нет, шалишь! От нас не уйдешь! Мы везде тебя достанем. Захотим - убьем, а захотим - жить оставим, но ты будешь наш!".
Человек все время хочет уйти в себя: в воспоминания, в сны, в любовь. Между прочим, в финале цитируется "Случайный вальс" М. Фрадкина и Е. Доломатовского (в него трансформируется цитата из вступления к "Борису Годунову" Мусоргского).
Но, так или иначе, человека настигает "кровью невинных несытая шайка убийц нечестивых". Но все же он выживает. Затаивается, прислушивается к стукам и шорохам. Ему страшно. Он один. Но жив (финальное длинное ре солиста).
Комментариев нет:
Отправить комментарий