Один английский биограф Чайковского (не помню фамилии, книга
где-то лежит, но лень искать, да и не стоит она того) назвал эту сонату едва ли
не самым скучным сочинением композитора. Вот воистину "осёл, бык и
дурак".*
Это же подлинная симфония для фортепиано! И Рихтер гениально
передает в своем исполнении этот симфонический масштаб.
Вспомнил, как ставил эту сонату на лекциях для студентов
РГГУ (философов, в курсе "Музыка и философия"), точнее, первую часть
ее. Старался объяснить ее структуру и обращал особое внимание на катастрофу в
репризе, когда всё проваливается в черные басы. Это предвестник катастроф в
первой части Шестой симфонии и в Третьем фортепианном концерте.
И начало второй части после катастрофы звучит настоящим
похоронным маршем.
________________________
* Это я цитирую Моцарта, который один из валторновых
концертов посвятил своему другу Игнацию Лёйтгебу и написал такое посвящение:
"Игнациусу Лёйтгебу - ослу, быку и дураку". Но Лёйтгеб явно не
заслуживал такой характеристики, и это была... острая шутка Вольфганга. Но вот
Бетховен обозвал ослами и быками (уже всерьез) тех, кто не понял его Большой
фуги для струнного квартета. И, замечу, был прав, хотя и суров не в меру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий