Впервые я прослушал этот квартет (признанный лучшим у Танеева) в Петербурге летом 2006 г., когда там же купил полное собрание его струнных квартетов (в Москве этот комплект появился гораздо позже). Тогда он мне очень понравился, но сегодня, в целом, показалось весьма занудно. Вторая часть, однако, прекрасна.
Все-таки по-прежнему моим любимым сочинением Танеева остается фортепианный квартет E-dur, op. 20. Замечу, что когда я обратил внимание Бориса Иоффе на этот квартет, то он отозвался так: "По-моему, это вообще не музыка". Такие вот могут быть взаимоисключающие мнения об одном и том же сочинении.
Я должен признаться, что пьесы, подобные Шестому струнному квартету, оставляют во мне двойственное чувство: я не могу тут, как правило, "проследить форму" (как жаловался Г. Гульд на сонаты Шуберта), мне не достает явно выраженной "драматургии"; в то же время, можно забыть об этом и слушать по мгновениям, как бы грезить слушая. Так я воспринимаю, например, квартеты Регера. То есть, эта музыка предназначена либо профессионалам, способным уже на слух воспринять конструкцию, либо грезящим слушателям вроде меня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий