Еще один шопенгауэровский перл:
"Если в наглядном представлении видимость искажает действительность на миг, то в абстрактном представлении заблуждение может царствовать тысячелетия, налагать на целые народы свое железное ярмо, душить благороднейшие побуждения человечества и даже, при помощи своих рабов, своих обманутых, заключать в оковы тех, кого оно не в силах обмануть" (Op. cit., пар. 8).
Ясно, что тут вспоминаются не только костры инквизиции, а еще нечто из совсем недавнего прошлого.
Но что забавно: разрешая антиномию субъекта и объекта (см. пар. 7), Шопенгауэр мыслит точно по-гегелевски: обе стороны противоречия (субъект и объект), обуславливающие друг друга, исчезают в основании (в гегелевском смысле), т.е. в воле.
"Если в наглядном представлении видимость искажает действительность на миг, то в абстрактном представлении заблуждение может царствовать тысячелетия, налагать на целые народы свое железное ярмо, душить благороднейшие побуждения человечества и даже, при помощи своих рабов, своих обманутых, заключать в оковы тех, кого оно не в силах обмануть" (Op. cit., пар. 8).
Ясно, что тут вспоминаются не только костры инквизиции, а еще нечто из совсем недавнего прошлого.
Но что забавно: разрешая антиномию субъекта и объекта (см. пар. 7), Шопенгауэр мыслит точно по-гегелевски: обе стороны противоречия (субъект и объект), обуславливающие друг друга, исчезают в основании (в гегелевском смысле), т.е. в воле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий