Как отрадно встречать Новый год под музыку Моцарта!
Вчера меня по-новому поразила Серенада in B, K. 361. Я понял, что сильно
недооценивал это сочинение в целом,
хотя недосягаемая красота 3-й части всегда меня потрясала (как формановского
Сальери).
Под новый год я попросил старшего сына поставить
увертюру к «Волшебной флейте», но у него дома диск с оперой куда-то
запропастился, и поставлена была
увертюра к «Фигаро». Слушая ее, я вспомнил, что тоже в молодости сильно
недооценивал эту оперу (как и «Похищение», кстати говоря), помешавшись на «трех
китах» - «Дон Жуане», “Cosi
fan
tutte”
и «Волшебной флейте», постоянно слушаемых и играемых в клавире.
Прорыв произошел в 97-м году, когда я многажды
слушал запись К. Бёма 1968 г. (с Э. Матис, Г. Яновиц, Г. Преем, Д.
Фишером-Дискау и Т. Троянос).
Тогда, 22 июля 1997 г., я написал у себя в дневнике:
«Последнее время я буквально, во всем объеме
значения этого слова, упиваюсь
моцартовским «Фигаро».
Блажен, кто кубок жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина…
«Фигаро» - это «кубок жизни», драгоценный, кипящий,
дымящийся, пенящийся: ниспадающие гаммки скрипок в начале увертюры – словно кто-то
выбрасывает из темного окна ослепительные драгоценности. Строки «Путешествия
Онегина», посвященные Россини, с большим правом могут быть применены именно к
моцартовскому «La
Nozze
di
Figaro».
Но это сияющее, как бы самодовлеющее многообразие
жизни (разве в позднейшей опере, кроме, пожалуй, «Кармен», можно найти эту
могучую, «пленэрную», антитеатральную –
противоположность Верди, который будто бы вписывал отдельной строкой в
партитуру театральные эффекты – жизненность?) вдруг неожиданно освещается и,
вместе с тем, отстраняется в медленной молитве финала, заворожившей еще
Стендаля, который усматривал здесь радикальное отличие Моцарта от итальянцев.
Удивительно сходство этой музыки с возвышенными гимническими страницами
Бетховена (“Eroica”,
“Missa
Solemnis”,
9-я). Посреди оперы-буффа вдруг возникает торжественная месса!
(Впрочем, уже
в «Фигаро» это буффа+абстрактная симфония (в духе Гайдна), и задача дирижера
состоит в том, чтобы выявить эту чистую симфонию в полной мере. )
Кажется, что вся опера написана для одного мига:
«Почти невозможно было выразить той необыкновенной тишины, которою невольно были объяты все, вперившие глаза на картину, - ни шелеста, ни звука;
а картина между тем
ежеминутно казалась выше и выше; светлей и чудесней отделялась от
всего и вся превратилась
наконец в один миг, плод налетевшей
с небес на
художника мысли, миг, к
которому вся жизнь человеческая есть
одно только
приготовление».
На предутреннем небе зажигается огромная яркая звезда,
и все участники драмы, забыв себя, завороженно смотрят на нее.
А нынче я поставил три моцартовские увертюры («Фигаро»,
Cosi
и
«Флейта») под управлением Б. Вальтера (в комплекте симфоний с Колумбийским и
Нью-Йоркским оркестрами), и на сей раз заново был удивлен последней увертюрой.
Я думаю, что это – вместе с «Юпитером» - значительнейшее симфоническое произведение Моцарта. И только сейчас я понял, что
Царица Ночи в своей знаменитой, второй, арии откликается именно на увертюру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий