Рихтеровское сопоставление
Моцарта и Шуберта (книга Ю. Борисова, гл. «Пустая комната»[1])
гениально, но все нужно перевернуть. Шуберт – это не столько пространство Бога,
сколько пространство Природы как Бога, Deus sive Natura,
протяжение (himmlische Lange) как
атрибут Субстанции. Моцарт же не мечется
между раем и адом, бытием и ничто, а его музыка – это нульмерная диалектическая
спираль, которую нельзя разомкнуть и
которая требует, чтобы ее разомкнули.
[1] «Шуберт – это пространство
Бога, абсолютное, там нет раздвоенности, нет этих судорог. А Моцарта надо
остановить, чтобы успеть рассмотреть… Но именно это и недоступно» (с. 73).
Комментариев нет:
Отправить комментарий