Один мой молодой друг, читая "Братьев Карамазовых", нашел там места в духе "дешевой мелодрамы" и заметил, что вообще некоторые вещи там производят совсем не то впечатление, на которое рассчитывал автор. И все потому, что он, т.е. мой друг, прочитал много такого, чего не читал Достоевский.
Бедный Достоевский! Он не читал Джойса...
(Правда, на вопрос о конкретных примерах слабой начитанности Достоевского ответа я не получил.)
Бедный Достоевский! Он не читал Джойса...
(Правда, на вопрос о конкретных примерах слабой начитанности Достоевского ответа я не получил.)
Я читал как-то в одной биографии ФМД, что он читал много в годы учения в инженерном училище. Причем это был такой человек, которого ничего от чтения не могло отвлекать. Он спокойно читал, находясь в одной комнате со своими шумными сослуживцами. В любых других обстоятельствах. Я, например, так не могу.
ОтветитьУдалитьПосле ареста до конца жизни читал крайне мало. Можно сказать, что почти и не читал. Он больше с людьми общался. Часто у себя дома принимал. Причём народ заходил к нему абсолютно разного чина и он никому в беседе не отказывал. Студенты часто друг с другом играли на спор: удастся ли побывать на квартире у великого писателя и пообщаться с ним, перекинуться словами? И всегда самый смелый выигрывал пари. Таков был Фёдор Михайлович. :)
Очень интересно, Рома! Спасибо!
УдалитьМежду прочим, упреки в мелодраматизме адресовал Достоевскому и Набоков. Так он находил совершенно невыносимой и безвкусной фразу из "Преступления и наказания", в которой говорится об "убийце и блуднице, сошедшихся за чтением вечной книги". Вересаев издевался над банальностью и сентиментальностью в описании одного из снов Свидригайлова, над "лорреновскими" пейзажами в речах Версилова.
УдалитьТут кроется непонимание того, что, может быть, по внешним проявлениям, мелодраматические эпизоды включены в такой контекст (инфернальный, философский), который эту мелодраматичность "снимает", делает ее условной, отстраняет. И она начинает приобретать элементы пародии (возможно, невольной).
Подобные упреки в мелодраматизме адресовались музыкальными интеллектуалами и Чайковскому. И там, больше всего в "Пиковой даме", мелодрама служит средством внесения проблематического контраста: мелодрама в инфернальном контексте - совсем, как у Достоевского.