Я думаю, что этот квартет послужил "моделью" для последнего моцартовского квартета (F, K. 590), в первой части, по крайней мере, где есть прямые тематические пересечения с гайдновским квартетом. У Гайдна, конечно, нет такого "обвала" в первой фразе, таких резких обрывов фраз, неожиданных скачков динамики. Вообще нет этого "хохочущего отчаяния", что пронизывает квартет Моцарта. И нет "авангардистской какофонии" разработки финала К. 590.
Но и то, и другое сочинение - на высшем уровне гениальности. Это вам не бирюльки Боккерини, Диттерсдорфа, Розетти e tutti quanti.
А роскошное Adagio cantabile квартета Гайдна могло быть образцом для таких же удивительных медленных частей в моцартовских циклах, как квартеты К. 387, К. 499, квинтет К. 515, фортепианное трио К. 502. В последнем квартете Моцарта медленная часть как раз весьма аскетична, это Lacrimosa для струнного квартета.
Но и то, и другое сочинение - на высшем уровне гениальности. Это вам не бирюльки Боккерини, Диттерсдорфа, Розетти e tutti quanti.
А роскошное Adagio cantabile квартета Гайдна могло быть образцом для таких же удивительных медленных частей в моцартовских циклах, как квартеты К. 387, К. 499, квинтет К. 515, фортепианное трио К. 502. В последнем квартете Моцарта медленная часть как раз весьма аскетична, это Lacrimosa для струнного квартета.
Спасибо, Вы всегда даете пищу для размышлений (помимо желание послушать то, о чем Вы писали).
ОтветитьУдалитьПо поводу последнего предложения Вашего текста. Вы версию "Реквиема" для струнного квартета слышали? (мне попадались братья Кейкены)
Хотел было на Ваш вопрос ответить "нет", как вдруг вспомнил, что на концерте в соборе Св. Штефана в Вене, на который мы с женой попали в первый наш приезд туда в августе 2007 г., струнный квартет (уже не помню какой) играл как раз фрагменты Реквиема (в переложении). Впечатления тогда это особого не произвело. Может быть, вообще камерный ансамбль в этом огромном соборе теряется.
УдалитьА связь гайдновского квартета c-moll из op. 17 с последним моцартовским квартетом я давно заметил.