Певцы:
Тристан - Рене Колло, Король Марк - Курт Молль, Изольда - Маргарет Прайс, Курвенал - Дитрих Фишер-Дискау,
Мелот - Вернер Гётц, Брангена - Бригитта Фассбендер, Пастух - Антон Дермота.
Я не слушал Вагнера год. Последний раз - по приезде из Барселоны, только "Зигфрид-идиллию" и лишь потому, что её играли (в записи) в Доме Батльо.
Но вот сегодня, в последний день каникул, решил всё-таки отдать дань композитору, которым так увлекался в молодости.
Я остановил выбор на "Тристане". Хотел ограничиться фрагментами: вступление, вступление в 3-му действию (неизменно меня захватывающее) и "Смерть Изольды". Стандартный набор "чайников" от Вагнера (но я всё же не "чайник" в этой области, а раньше даже имел репутацию ярого вагнерианца, "the perfect wagnerian").
И что же? Как только пастух кончил играть свой грустный кельтский напев, я не смог выключить, музыка меня не отпустила (что со мной бывало и раньше при слушании опер Моцарта и Вагнера).
Неожиданно для себя прослушал весь третий акт.
И на словах Тристана
Слышал я, как шумно вдруг
Смерти дверь
за мной замкнулась...
Вновь теперь она открыта!
(Krachend hört' ich
hinter mir
schon des Todes
Tor sich schliessen:
weit nun steht es
wieder offen...)
у меня возникла отчетливая ассоциация со смертью князя Андрея в "Войне и мире". Над этой параллелью стоит подумать (хотя, может, это и банально?). Ведь писал же Т. Манн, что великий социальный роман XIX века и оперы Вагнера - параллельные и равновеликие явления. В юности читая "Анну Каренину", тоже находил параллели с "Тристаном", даже на полях пометки делал.
***
Но какой диапазон переживаний и в тексте и в музыке! Я думаю, С. Рихтер был прав, когда утверждал, что и либретто Вагнера гениальны. Метания между бредом и реальностью (что заставляет подумать даже о Достоевском), в музыке - шепот и крики, предсмертное оцепенение и неистовство страсти.
Но воспринимать это - трудная работа, и для нее не всегда есть силы.
Тристан - Рене Колло, Король Марк - Курт Молль, Изольда - Маргарет Прайс, Курвенал - Дитрих Фишер-Дискау,
Мелот - Вернер Гётц, Брангена - Бригитта Фассбендер, Пастух - Антон Дермота.
Я не слушал Вагнера год. Последний раз - по приезде из Барселоны, только "Зигфрид-идиллию" и лишь потому, что её играли (в записи) в Доме Батльо.
Но вот сегодня, в последний день каникул, решил всё-таки отдать дань композитору, которым так увлекался в молодости.
Я остановил выбор на "Тристане". Хотел ограничиться фрагментами: вступление, вступление в 3-му действию (неизменно меня захватывающее) и "Смерть Изольды". Стандартный набор "чайников" от Вагнера (но я всё же не "чайник" в этой области, а раньше даже имел репутацию ярого вагнерианца, "the perfect wagnerian").
И что же? Как только пастух кончил играть свой грустный кельтский напев, я не смог выключить, музыка меня не отпустила (что со мной бывало и раньше при слушании опер Моцарта и Вагнера).
Неожиданно для себя прослушал весь третий акт.
И на словах Тристана
Слышал я, как шумно вдруг
Смерти дверь
за мной замкнулась...
Вновь теперь она открыта!
(Krachend hört' ich
hinter mir
schon des Todes
Tor sich schliessen:
weit nun steht es
wieder offen...)
у меня возникла отчетливая ассоциация со смертью князя Андрея в "Войне и мире". Над этой параллелью стоит подумать (хотя, может, это и банально?). Ведь писал же Т. Манн, что великий социальный роман XIX века и оперы Вагнера - параллельные и равновеликие явления. В юности читая "Анну Каренину", тоже находил параллели с "Тристаном", даже на полях пометки делал.
***
Но какой диапазон переживаний и в тексте и в музыке! Я думаю, С. Рихтер был прав, когда утверждал, что и либретто Вагнера гениальны. Метания между бредом и реальностью (что заставляет подумать даже о Достоевском), в музыке - шепот и крики, предсмертное оцепенение и неистовство страсти.
Но воспринимать это - трудная работа, и для нее не всегда есть силы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий