Ярлыки

"Коммерсант" (1) 18 век (23) 1948 (1) 20 век (6) 28 октября (1) А. Герман (1) А. Иванов (2) А. Кузнецов (1) А. Михайлов (2) Аберт (6) Австрия (9) Авторханов (1) Адриан (2) Акутагава (3) Альберт Эйнштейн (2) Альфред Эйнштейн (8) античная литература (2) Апулей (1) Аристотель (2) Аррау (1) архив (1) Ассизи (1) аутентизм (4) Ахматова (16) Б. Вальтер (2) Б. Иоффе (1) Б. Слуцкий (1) Б.С. Ямпольский (1) Бадура-Скода (1) Байрон (3) Бакхилид (1) Бальзак (1) Барселона (9) Барток (4) Баршай (4) Бах (23) Беллини (1) Берберова (1) Берг (5) Бергман (2) Бердяев (2) Берлиоз (4) Бёрнс (1) Бетховен (83) Библия (2) Бизе (2) Блок (4) Бодлер (6) Боккерини (1) Болонья (3) Борисов-Мусатов (1) Босх (1) Брамс (23) Бриттен (2) Бродский (4) Брукнер (20) Брюсов (2) Булгаков (3) Бургос (5) В. Вулф (1) В. Скотт (1) Вагнер (32) Вайнберг (4) Валенсия (2) Ван-Гог (2) Васильев (1) Ватикан (2) Вебер (1) Веберн (6) Веласкес (1) Вена (4) Венеция (14) Вентимилья (4) Верди (15) Вересаев (2) Вермеер (1) Верона (3) Вивальди (3) Винер (1) Виотти (1) Виссембург (1) Виченца (3) Вишневецкий (1) Волошин (1) Вольф (1) Г. Джеймс (1) Г. Манн (1) Г. Попов (2) Габричевский (1) Гаврилов (1) Гайдн (40) Гауди (3) Гегель (10) Гельдерлин (5) Гендель (7) Генуя (2) Германия (3) Гершкович (1) Гессе (2) Гете (20) Гизекинг (1) Гилельс (2) Глазунов (5) Гликман (2) Глинка (6) Глюк (16) Гоббема (1) Гоголь (2) Годар (1) Гойя (3) Гольденвейзер (1) Гораций (1) Горький (2) Гранада (1) Грац (4) Григ (1) Грюневальд (2) Губайдулина (2) Гульд (7) Гуссерль (1) Гюго (1) Д. Курляндский (1) Дали (1) Данте (1) даты (2) Дворжак (1) Дебарг (1) Дебюсси (8) Делиль (1) Делякруа (2) Денисов (4) Дж. Элиот (1) Джойс (8) Диккенс (1) дирижеры (12) дневник (35) Достоевский (18) Древний Египет (1) Дубровник (2) Дудинцев (1) ЖЖ (59) живопись (35) Завадский (1) Зальцбург (4) заметки для себя (1) Зандерлинг (1) записи (1) записки (5) И. Гарин (1) И. Грекова (2) И.-Кр. Бах (2) И.П. Павлов (1) Ибсен (1) Иерусалим (1) Израиль (1) Иоффе (1) Испания (47) история (11) Италия (73) К. Дэвис (3) К. Стамиц (2) К.Ф.Э. Бах (2) Кадис (2) Кальдара (1) Кант (3) Караян (1) Карлсруэ (1) Кафка (2) Кейдж (1) кино (12) Клементи (1) Клемперер (1) Кобо Абэ (1) Козинцев (2) Коломенское (16) Кольмар (3) Кольридж (2) Кордова (3) Краус (2) Крипс (1) Л.Н. Гумилев (1) Ландовска (2) Ларошфуко (1) Левитан (1) Ленин (1) Леонардо (7) Лермонтов (4) Лист (2) литература (20) личное (5) Локшин (3) Лортцинг (1) Лосев (3) Лувр (3) Луцкер и Сусидко (7) Люлли (1) Лютославский (5) Лядов (1) М. Гайдн (3) М. Юдина (6) Мадрид (7) Малага (1) Малер (19) Мандельштам (11) Маркс (2) математика (4) Маульбронн (1) мемории (4) Мендельсон (9) Мережковский (3) Мериме (2) Микеланджело (2) Милан (5) Мишель Фуко (1) модерн (1) мои увлечения (1) мой дом (2) Моне (1) Монтефиоре (1) Мопассан (1) Москва (4) Моцарт (267) Моцарт_инструментальные концерты (5) Моцарт_камерная музыка (16) Моцарт_клавир (25) Моцарт_клавирный концерт (35) Моцарт_концертные арии (1) Моцарт_метатема стиля (1) Моцарт_опера (75) Моцарт_письма (5) Моцарт_серенады (4) Моцарт_симфонии (26) Моцарт_скрипичные концерты (1) Моцарт_скрипичные сонаты (5) Моцарт_сочинения для органа (2) Моцарт_струнное трио (5) Моцарт_струнный квартет (41) Моцарт_струнный квинтет (10) Моцарт_фортепианное трио (2) Моцарт_фортепианный квартет (1) Моцарт_церковная музыка (18) моцартофобия (9) музыка (7) музыковедение (1) Муратов (1) Мусоргский (3) Мухина (1) Мыс Рока (1) Мысливечек (4) Мясковский (6) Н. Мандельштам (7) Н.И. Вавилов (1) Набоков (4) Наполеон (1) Неаполь (1) Нейгауз (4) нововенская школа (1) Олеша (1) опера (4) Орвьето (1) Островский (1) П. Мещеринов (1) Паизиелло (3) Палестрина (1) Параджанов (1) Париж (17) Пастернак (4) Пахельбель (1) Перголези (2) Петербург (13) Петефи (1) пианисты (16) Пиза (2) Пикассо (6) Пластов (1) Платон (8) Платонов (1) Плейель (1) Плисецкая (2) политика (7) Помпеи (1) Португалия (1) Посвятовска (1) поэзия (8) Прага (5) Прадо (1) Прокофьев (24) Пруст (9) Псков (1) Пуссен (1) путешествия (157) Пушкин (30) Пфицнер (2) Р. Роллан (3) Р. Штраус (4) работа (2) Равель (2) Равенна (1) Радклиф (1) Рамо (1) Раневская (2) Рафаэль (6) Рахманинов (2) РГГУ (1) Регер (3) Реймс (1) Рембрандт (1) Рильке (1) Рим (17) Римский-Корсаков (3) Рихтер (34) Россини (6) Руан (1) Рублев (1) Русский музей (2) Рыбаков (1) С. Волков (3) С. Лем (1) С. Цвейг (4) С.Л. Франк (1) Сабанеев (1) Саква (1) Саламанка (2) Сальери (8) Сарагоса (4) Саути (1) Свифт (1) Севилья (11) Сеговия (4) семья (2) Сен Санс (1) Сенкевич (1) Сиена (2) Синявский (1) Скрябин (2) смешное (4) события (3) Соколов (3) Соллертинский (3) Спелло (1) Специя (1) Спиноза (2) СССР (1) Сталин (5) Стамбул (2) Стендаль (1) Стравинский (15) Страсбург (3) Стругацкие (2) Сурбаран (1) Т. Манн (15) Тагор (3) Танеев (7) Тарковский (6) Тёрнер (3) технические проблемы (6) Тимофеев-Ресовский (1) Толедо (3) Толстой (4) Трифонов (1) Тургенев (5) Турция (2) Тютчев (1) Уствольская (3) Фейхтвангер (2) Фет (2) философия (38) Финале Лигуре (5) Фишер-Дискау (2) Флейшман (1) Флоренция (15) форум (6) фотомимолетности (27) Франк (2) Франция (25) Х. Арендт (1) Хайдеггер (7) Хайдельберг (2) Хассе (4) Холст (1) Хорватия (2) Цветаева (3) Цымбал (1) Чайковский (35) Черчилль (1) Чехия (5) Чехов (6) Чимароза (1) Чичерин (25) Шартр (3) Шварц (1) Шекспир (9) Шиллер (1) Шкловский (1) Шмидт (1) Шнитке (3) Шодерло де Лакло (1) Шопен (13) Шопенгауэр (11) Шостакович (83) Шоу (2) Шрекер (1) Шуберт (27) Шуман (5) Щедрин (1) Э. Лир (1) Э. Мане (1) Э. Неизвестный (1) Э. По (1) Эберлин (1) Эдгар По (1) Элиот (2) Энгельс (1) Эрмитаж (4) Эскуриал (2) эстетика (10) Ю. Анненков (1) Ю. Герман (1) Ян Стамиц (1) Facebook (13) Porto Venere (1) youtube (5)

суббота, 16 января 2016 г.

С. Рихтер о Моцарте

По книге Ю. Борисова "По направлению к Рихтеру":
"Такой Моцарт, который мечется между светом и тенью, Моцарт в подвешенном состоянии мне известен. Именно его я не могу ухватить. Чем больше пытаюсь, тем больше ускользает.
Шуберт - это пространство Бога, абсолютное, там нет раздвоенности, нет этих судорог. А Моцарта надо остановить, чтобы успеть рассмотреть... Но именно это и недоступно" (с. 73).
Как хорошо и точно насчет раздвоенности и судорог!
А вот остановить и рассмотреть... Смотря в каком смысле.



Например, рассмотреть (точнее, расслышать)  сложнейшие полифонические конструкции в финале струнного квинтета Es-dur K. 614, который подробно проанализирован в брошюре В. Протопопова "Форма рондо в инструментальных произведениях Моцарта" (М.: Музыка, 1978. - С. 45-48), очень трудно (а немузыканту и вряд ли доступно). Они пролетают с огромной скоростью, как некие сгустки, сплетения голосов. А слышится просто весёлый танец, как бы деревенский. Тут, чтобы рассмотреть, нужно взять музыку как текст, что для музыканта не составляет проблемы. Впрочем, как заставить простого слушателя это услышать? Обычное расхождение музыки, воспринимаемой на слух, и музыки для глаз (вспомним одну из лекций Венделя Кречмара в "Докторе Фаустусе") становится очень значительным как раз у Моцарта, вообще у старых мастеров, у Баха в том числе. Я, например, не могу просто слушать "Гольдберговы вариации", надо по нотам следить (или играть самому, что сейчас для меня уже почти не реально). Это одно из проявлений антиномии внешнего и внутреннего в музыкальном сочинении, которая именно у Моцарта становится в некоторых вещах подлинной антиномией, заставляющей вспомнить гегелевский "перевернутый мир" в "Учении о сущности".
Как тут не привести великолепную, глубокую мысль В.Ф. Одоевского:
 Он пишет, что в g-moll'ном струнном квинтете (К. 516), "как и в большей части Моцартовских сочинений,
вдохновенная изобретательность соединяется с весьма тщательною учёною обработкой. Этот квинтет, который так всем известен, так всем понятен,так нравится своею простотой, мелодичностью, почти безыскусственностью, есть вместе богатый источник для всякого изучающего контрапунктические сопряжения, эффекты инструментов, эффект той или другой струны в семействе скрипок, словом всё то, что относится к чисто учебной технике искусства. Если следить этот квинтет по партитуре, во время исполнения, то можно увериться, что здесь нет оборота фразы, нет входа инструмента, нет ноты, где бы не видно было того, что можно назвать художественным расчетом, или экономией музыкального творения" (В.Ф. Одоевский. Лауб в Моцартовском ге-мольном квинтете; цитирую по брошюре В. Протопопова, стр. 61. Подчеркнуто мною. - А.Б.)
Но это аспект того, что Рихтер называет "остановить и рассмотреть", в плане формы.
В плане же семантики действительно такая остановка, которую я назвал бы скорее распрямлением, почти не осуществима. Это можно уподобить линеаризации в методах приближенных вычислений. Моцартовская семантика существенно "нелинейна", если можно так выразиться, и попытки ее "линеаризовать" вряд ли могут привести к удаче.

***
Прослушал только что Квартет D-dur (№21, К. 575) в исполнении "Хаген-квартета". Хорошо играют, хотя виолончель могла бы быть и выразительнее. И гаммки стаккато в заключении экспозиции 1-й части тоже могли бы быть острее и насмешливее, легче.
Но сейчас, пожалуй, впервые (сколько я ни слушал этот квартет) я осознал, сколь загадочна эта музыка.
Я всегда полагал, что этот первый из трех "Прусских" квартетов слабее двух следующих, но вот сегодня это мое мнение поколебалось. Стоит подумать в частности об объединяющей роли гамм во всей форме. Анализировал же Бернстайн использование простых гамм в Шестой симфонии Чайковского.
Слушал и следил по партитуре, кстати говоря, чтобы "тематизировать" полифонию финала, о которой написано в той же брошюре Протопопова (стр.76-77). Просто расслышать это (обычному любителю музыки) весьма проблематично.
Хорошо пишет Протопопов:
"Финал квартета №21 ... полифонически очень интенсивен в сфере побочной партии; два такта гомофонии сменяются простыми имитациями (скрипки), а потом следует искуснейшая каноническая секвенция на две темы: скрипки имитируют друг друга на расстоянии полутакта, нижние голоса - на расстоянии такта, а далее голоса соединяются в бесконечном каноне - верхние в прямом, нижние - в обращенном виде на прежнем мотиве побочной (он взят из главной) темы [следует нотный пример].
Эта сложнейшая полифоническая форма "утихомиривается" гомофонией заключительной партии и репризы главной темы, но подхватывается в серединной части разработки".
Как это у Чехова в "Свадьбе": "Тонкость, что твоя математика!".


Комментариев нет:

Отправить комментарий