Где-то лет 15 назад я заметил для себя:
Рихтеровское сопоставление
Моцарта и Шуберта (книга Ю. Борисова, гл. «Пустая комната»[1])
гениально, но все нужно перевернуть. Шуберт – это не столько пространство Бога,
сколько пространство Природы как Бога, Deus sive Natura, протяжение (himmlische Lange) как атрибут Субстанции. Моцарт же
не мечется между раем и адом, бытием
и ничто, а его музыка – это нульмерная диалектическая спираль, которую нельзя разомкнуть и которая требует, чтобы ее разомкнули.
«И иногда кажется, что вся так
называемая «наука», к которой мы также раньше относились с благоговением
неофитов и ученическим рвением, есть только искусственный способ дрессировки
бездарностей, что настоящие умные и живые мыслители всегда выходят за пределы
«научности», дают нам духовную пищу именно потому, что ничего не изучают и
никак не рассуждают, а видят что-то новое и важное, и что этому не может
научить никакая наука, -или же, что в этом и состоит единственная подлинная
наука, которой еще так мало в том, что слывет под именем науки».
С. Франк, «Крушение кумиров», с. 186-187.
[1] «Шуберт – это пространство
Бога, абсолютное, там нет раздвоенности, нет этих судорог. А Моцарта надо
остановить, чтобы успеть рассмотреть… Но именно это и недоступно» (с. 73).
Комментариев нет:
Отправить комментарий